Будущее. Завидовать ли нашим внукам?

Сергей Ачильдиев
Сентябрь04/ 2020

Сегодня прогнозируют всё подряд — итог футбольного матча, курс валют, погоду, удачу в бизнесе, встречу с любимым человеком и, конечно, то, каким будет мир через 15, 20, 50, 100 лет. 

Как зарабатывать на грядущем?  

Прогнозировать будущее нашего мира очень легко. Особенно на большую перспективу. Для этого много не нужно — читайте соответствующие СМИ и сдабривайте прочитанное богатым воображением.

Уверяю вас, если не стыдно, дело это беспроигрышное. Сегодня в мире такое множество самой разнообразной информации, что ваши «ошибки» не то, что через десятилетия, даже через год никто не вспомнит. Зато уже сейчас паблисити и гонорары вам гарантированы.

Всё равно не верите в успех такого предприятия? Что ж, вспомните хотя бы иных метеорологов, которые легко и непринуждённо ещё в апреле обещают нам «жаркое и засушливое лето», в октябре — «мягкую и аномально снежную зиму», а в Новый Год — «затяжную холодную весну, особенно в мае». Причём иногда даже не указывают, в каком именно регионе это случится. И это несмотря на то, что определить характер погоды на месяцы вперёд, хотя бы с мало-мальски высокой степенью вероятности, невозможно, даже если в вашем распоряжении все самые современные технологии.

Кто же прав? 

В последнее время я прочитал немало произведений разного рода футурологов, в том числе даже обладателей учёной степени. Большинство из них или пугают, или кормят успокоительным, а то и сладким.

Одни с упоением рассказывают о наступлении эры новых технологий: в таком-то году появятся летающие такси, в таком-то — роботы-хирурги, в таком-то — киборги.

Другие предрекают конец света. Острая нехватка питьевой воды, дальнейшее ухудшение экологической обстановки, изменение климата, нарастающая диспропорция между богатыми и бедными странами — всё это приведёт к миграции сотен миллионов людей, а, вполне вероятно, и к ядерной мировой войне.

Третьи, наоборот, рисуют райское будущее — всеобщее благоденствие, принципиально новые методы диагностики и лечения, невиданный бытовой комфорт и доступность всего и вся — знаний, дальних стран, дорогих вещей…

Кому же из сегодняшних прорицателей верить? Думаю, лучше всего — никому.

Предсказать появление тех или иных технологий будущего с более или менее высокой вероятностью можно только на ближайшие пять-семь лет. Эти идеи уже витают в воздухе и содержатся в планах крупнейших научно-исследовательских центров. Все остальные прогнозы — от лукавого.

Сегодня наука достигла такой сложности, что даже учёные и даже в своей отрасли знаний не всегда могут уследить за ведущимися исследованиями, а тем более составить отчётливую картину появления будущих — по крайней мере, прорывных — технологий. Знакомый физик-теоретик объяснил мне ситуацию просто и коротко: «Если б знать, чтó откроют завтра, это было бы открыто уже сегодня»

Более того, специалисты говорят о проблеме технологической сингулярности — времени, когда технический прогресс ускоряется и усложняется настолько, что уже неподвластен человеческому пониманию. В 1993 году такую вероятность предсказал американский писатель, профессор математики Вернор Виндж. Сначала утверждалось, что это время наступит в 2030 году, но совсем недавно футуролог Рэй Курцвейл заявил, что оно придёт в середине века [Турчин А. «В этом веке решится судьба человечества» // Журнал РБК. №1–2, январь-февраль 2020. С. 22].

Однако некоторые считают, что технологическая сингулярность уже наступила, просто люди этого пока не заметило.

Конец света, конечно, вполне вероятен. Но хочется верить в благоразумие себе подобных и надеяться, что здравый смысл заставит-таки человека побороть свои алчность, гедонизм и пресловутые национальные интересы во имя интересов нашего общего дома, имя которому планета Земля. Если же этой надежде всё-таки суждено умереть… что ж, так уж устроена жизнь — всё появляется, чтобы уйти. Но это уже не прогноз, а предупреждение…

А рай земной, который якобы ожидает наших детей, внуков и правнуков, — это просто сказка для взрослых. Да, за последние всего два-три века жизнь людей качественно улучшилась настолько, что даже самые чудодейственные волшебники прошлого при виде нас разинули бы рот от изумления. Всё началось с тёплых клозетов, паровоза Джорджа Стефенсона, пенициллина Александра Флеминга, а теперь уже нам подавай робот-пылесос, квантовый компьютер и нано-таблетку, которая будет нас лечить на клеточном уровне от неправильного образа жизни.

Вот только счастливее ли мы стали, чем наши предки? Добрее, нравственнее, целомудреннее?.. Научно-технический прогресс сделал нашу жизнь неизмеримо комфортнее, но он ни в малейшей степени не поколебал формулу Андрея Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек»

Кто перед вами?  

И всё-таки имеются, по крайней мере, три надёжных принципа, которыми можно руководствоваться при попытке заглянуть в грядущее.

Первый. Какой-либо движущей силы человеческой истории не существует. Ни борьба классов, ни новые технологии, ни гуманизм, ни даже вера во Всевышнего на эту роль не годятся [Тоффлер Э. Третья волна. М. 1999. С. 202]. Причём не годятся даже в тех случаях, когда нам этого очень хочется и мы в этом уверены на все сто.

Второй. Если в истории человечества и есть какие-то общие закономерности, то, пожалуй, наиболее важная из них во множестве противоречий — между человеком и обществом, человеком и государством, обществом и государством, богатыми и бедными, исполнителями и творцами, полезностью и вредностью одних и тех же вещей и явлений etc.

Третий. Предсказывать будущее, опираясь на прошлое, можно, но с превеликой осторожностью. Всегда следует помнить шутливый прогноз конца XIX века: к 1950 году население Лондона вырастет настолько, что понадобится во много раз больше лошадей и конский навоз будет лежать до карнизов вторых этажей.

Четвёртый. Лучше всего прогнозировать и обсуждать не конкретные факты, а обобщающие явления. Вот лишь некоторые:

— какое воздействие могут оказать новые технологии на мораль и нравственность социумов и отдельного человека?

— как будут сказываться жизненные перемены на интеллекте, психических особенностях людей, их физическом здоровье и физиологии?

— насколько реальны такие  опасности будущего, как деградация общественных институтов, ослабление реальных свобод и прав человека, формирование неототалитаризма, нарастание антагонистических отношений между личностью и государством, ненужность человека в связи с его заменой роботами?..

Пятый. В таком деле, как социальный прогноз, рассчитывать на райскую жизнь, по меньшей мере, наивно. Конечно, на протяжении своей не такой уж долгой истории (примерно 50 тысяч лет) человек победил многие опасности, лишавшие его жизни, — от жестоких гоминид и саблезубых тигров до бубонной чумы и вечного голода. Но всё это не повод для эйфории. На смену прежним всегда приходили новые опасности, не менее губительные (самая последняя — COVID-19).

А уж переходы от одной цивилизации к другой (то есть то, что происходит в наше время), неизменно вызывали страшные катаклизмы — разрушительные войны, тотальное стремление поработить себе подобных и жертвенную борьбу за свободу. Так что стремление предвидеть те или иные опасные вызовы наступающей цивилизации сослужит куда бóльшую пользу, чем ни на чём не основанный оптимизм. Тем более таких вызовов в XXI веке нас ждёт немало. 

…Японская мудрость гласит: «Пророчить очень сложно, особенно о том, что касается будущего» [Тоффлер А. Футуршок. СПб., 1997. С. 7]. Так что, если встретите человека, который скажет, что в точности знает, каким будет этот мир к середине нынешнего века и дальше, не сомневайтесь — перед вами или шарлатан, или новый мессия.

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

одиннадцать − 8 =