Будущее. Нашим детям грозит массовая безработица?

Сергей Ачильдиев
Октябрь15/ 2020

Нам обещают, что под натиском новых технологий скоро исчезнут десятки профессийКак же наши дети смогут добывать себе хлеб насущный? На кого им учиться, чтобы потом не остаться на обочине жизни? 

 

Страшилки на завтра 

Футурологи, социологи, СМИ слаженным хором поют жуткую песню. 

Журнал РБК: 35,5 млн российских работников можно заменить машинами. 

Евразийский институт конкурентоспособности и консалтинговая компания Strategy Partnersв ближайшие десять лет 65 процентов российских граждан — а это 53 млн человек — потеряют работу. 

Урау: под натиском новых технологий исчезнут такие профессии, как бухгалтер, охранник, юрист, почтальон, журналист, сотрудник ГИБДД. 

Депутат Госдумы Олег Шеин: в наступающем десятилетии 15 млн россиян могут остаться без работы, так как их профессии не будут востребованы на рынке труда. 

Oxford University: к середине 2020 годов на Земле могут исчезнуть 47 процентов ныне существующих специальностей. 

Консалтинговая группа McKinsey: развитие робототехники отберёт работу у многих сотрудников гостиничного и ресторанного бизнеса. В этих сферах можно автоматизировать 75 процентов функций. 

«Сколково», исследовательская группа: в ближайшие годы исчезнут многие профессии — вахтёров и консьержек, почтальонов, копирайтеров, фасовщиков, прорабов, машинистов метро… 

РАНХиГС: в ближайшие десять лет под нож автоматизации попадут свыше 20 млн россиян. В гостиничном и ресторанном бизнесе роботы уволят 73 процента сотрудников, в обрабатывающих производствах — 60, в сельском и лесном хозяйстве — 58, в розничной торговле — 53, в добыче полезных ископаемых — 51 процент. 

…На самом деле это началось давно. Помню, ещё в середине 1980-х меня поразил снимок, сделанный в одной японской фирме. По проходу между какими-то огромными металлическими ящиками идут, беседуя, Маргарет Тэтчер и Ясухиро Накасонеа внизу подпись: сейчас на этом заводе работают только двое — премьер-министры Великобритании и Японии. 

Но, как ни ужасны страшилки, которыми нас пугает завтрашний рынок труда, — это пока полбедыИстинная беда — в том, что всё только начинается, и потом будет ещё хужеТе же футурологи утверждают: потом безработица среди homo sapiens может стать не массовой, а тотальной. 

В общем, как пел Высоцкий, «стра-ашноаж жуть!». 

 

Теперь не до смеха 

Конечно, подобные предсказания можно расценить как дурную шутку. Некоторые так и поступают. Дескать, глупости всё это! Ребята не то отбивают выделенные на исследования деньги, не то просто банально куражатся и пиарят себя любимых. 

Такие футуро-скептики встречаются не только среди «отсталых элементов». В 2004 году двое весьма умудрённых в науке мужей — Фрэнк Леви (Массачусетский технологический институт) и Ричард Мернен (Гарвардский университет) — подготовили на интересующую нас тему всестороннее исследование, в котором уверяли, что в обозримом будущем робот никак не выступит в роли дальнобойщика. А сегодня — всего через полтора десятка лет! — в Google и Tesla уже вовсю работают над проектом тяжёлого грузовика без водителя [4. С. 376]. Думаю, излишне говорить, что Сергей Брин и Илон Маск — не те ребята, которые швыряют миллионы долларов на всякие глупости. 

Приведу мнение всемирно авторитетного человека — Нобелевского лауреата, экономиста Василия Леонтьева. Он ещё в 1983 году признавал«Роль человека в качестве важнейшего фактора производства будет уменьшаться — так же, как уменьшалась роль лошадей в сельскохозяйственном производстве, пока они не были заменены тракторами» [1. С. 230]. 

Человек, само собой, — не лошадь, да и робот — посложнее трактора. Но сути дела это не меняет. В некоторых случаях роботы уже вытеснили человека из привычных для него сфер деятельности. Приведу всего один факт. В 2011 году в Сан-Франциско (США) появилась аптека, где работает только робот. Он не просто выдаёт посетителю те препараты, что значатся в рецепте врача, но одновременно проверяет их на совместимость друг с другом и с темикоторые пациент уже принимает, а ещё с организмом данного покупателя. И всё это буквально в секунды. По свидетельству присматривающих за роботом-фармацевтом специалистов, он ни разу не ошибся, в отличие от своих коллег, сделанных из человеческой плоти [4. С. 370]. 

Да, пока автомобиль с водителем-роботом встречается лишь в экспериментальных разработках, а робот-фармацевт или робот-хирург (такое уже тоже существует) — в крайне редких, единичных случаяхНо сомневаться в том, что во многих профессиях будущее не за нами, а именно за ними, — не приходится. 

Когда-то великий шутник Станислав Ежи Лец со смехом предрёк: «Техника достигнет такого совершенства, что человек сможет обходиться без себя» [3. С. 392]. Теперь оказалось, ничего смешного в этом нет. 

 

Что за профессия, Создатель! 

Историки знают, когда и где машина впервые поставила людей перед угрозой безработицы. В 1810-х годах в Англии, после того как появились первые станки для вязания чулок и выяснилось, что эти чулки будут дешевле связанных вручную, рабочие поняли, какое будущее их ожидает, и принялись крушить проклятую технику. Вождём бунтарей выступил некий Нед Лудд (фигура, скорее всего, мифическая), а потому и воинство это вошло в историю как луддиты. 

Но не только эти луддиты, даже великие экономисты того же XIX векаДэвид Рикардо и Карл Маркс, были уверены, что развивающиеся новые промышленные технологии принесут рабочему человеку только вред — сделают его придатком станка и доведут до нищеты. 

Насчёт придатка до определённого времени прогноз сбывался — конвейер с принудительным ритмом мог свести с ума (вспомните фильм Чарли Чаплина «Новые времена», 1936). Однако зарплаты рабочих росли, причём примерно в той же пропорции, что и производительность труда [1. С. 192]. В итоге, например, петербургский квалифицированный рабочий уже в начале ХХ века содержал жену с детишками, и все они жили не в какой-нибудь комнатушке коммунальной квартиры, а в своём (правда, деревянном) доме и к тому же нередко имели прислугу. 

Будущие века доказали: ломать станки — бессмысленное занятие. Во-первых, власти всегда найдут управу на непокорных, а хозяева наймут штрейкбрехеров. Во-вторых, — и это гораздо важнее — появление новой техники и технологий ведёт не только к повышению благосостояния рабочих, но к тому же открывает перед человеком качественно новые перспективы. 

На протяжении минувших двух столетий навсегда канули в прошлое сотни видов физического труда. Тракторы, комбайны, экскаваторы, подъёмные краны, бульдозеры, автопогрузчики, разные режущие и обрабатывающие станки, а затем и оборудование с программным управлением — все эти и множество других видов машин позволили миллионам рабочих одеться в чистенькие комбинезоны и забыть про чудовищные мозоли на ладонях. 

Да, десятки былых профессий исчезли, но взамен появились сотни других, о которых прежде никто думать не думал. Причём не только на производстве. Представьте, что ровно сто лет назад, беседуя с молодым москвичом, увлекающимся футболом, вы бы сказали ему, что его праправнук станет профессиональным футболистом, да к тому же долларовым миллионером. Да этот москвич принял бы вас за сумасшедшего! 

 

Человек — это звучит… 

Промышленная революция конца XVIII — первой половины XIX века ознаменовала начало принципиально нового разделения труда — между машинами и человеком. В наши дни это разделение выходит на качественно иной уровень — новые технологии готовятся в считанные годы отобрать у нас десятки профессий, которые мы привыкли считать своими. Каков же выход? 

Точного ответа на этот вопрос сегодня не знает никто. Но кое-какие предположения всё же возможны. 

Первое. Даже самообучающиеся роботы, если и достигнут креативного уровня, которым располагает homo sapiens, то произойдёт это очень нескоро. Поэтому наиболее перспективны творческие профессии. Они необязательно могут быть связаны с искусством. Творчество необходимо всюду — в организации бизнеса, быта, отдыха… Не случайно нынче уже вовсю говорят о новой эре — креативной экономике. 

Вот живой пример. Не так давно в телеинтервью один английский банкир (к сожалению, не успел прочитать ни его имени, ни названия банка) заявил, что у него, наряду с другими сотрудниками, успешно трудятся дипломированные филологиИ объяснил, почему. Банковская специфика — дело наживное, для этого достаточно пройти курсы, а вот широта взглядов, общая культура мышления, умение выстраивать причинно-следственные связи и продуцировать идеи — всё это даёт филологическое образование. 

Правильно говорил Даниил Гранин: «Божественное в человеке — творческое начало» [2. С. 569]. 

ВтороеСейчас и в обозримом будущем робот сможет выполнять главным образом стандартизированные обязанности, а вот сложные сенсомоторные работы ему долго ещё будут недоступны. Это означает, что люди, не склонные к творчеству, тоже не останутся без делаВ будущем в большой цене, скорее всего, окажутся квалифицированные няни, сиделки, зубные врачи, садовники, повара, визажисты, парикмахеры, уборщики… 

ТретьеТысячелетиями рабочий день длился от рассвета до заката. На заре раннего индустриализма — 11-12 часов, с одним выходным в неделю. Сейчас — 8 часов и с двумя выходными в неделю. При этом количество праздничных выходных дней в году постоянно увеличивалось. 

Логика подсказывает, что, в связи с развитием всё более совершенных и разных технологий, рабочий день уже довольно скоро станет ещё короче и выходных, возможно, будет не два, а три. 

Звучит приятно, но на самом деле этот фактор тоже принесёт серьёзные проблемы. Вспомните хотя бы наши 10-дневные зимние каникулы — далеко не все из нас знают, куда себя девать в первой декаде января, а иные выпивкой и обжорством так подрывают своё здоровье, что потом не могут оклематься до конца месяца. 

Как правильно организовать дополнительное свободное время — на государственном уровне, на семейном, на личном? Видимо, понадобятся новые подходы к культуре отдыха, новые виды досуга, ещё бóльшие возможности путешествовать 

ЧетвёртоеОчевидно, претерпит большие изменения сама организация труда. Многие профессии позволят людям трудиться по гибкому графику, в соответствии не со временем, проведённым в стенах фирмы, а с выполненным объёмом и качеством работ. К тому же часть работников сможет трудиться дома, online 

Пятое. Новые технологии будут появляться всё чаще, а, значитследующим поколениям придётся постоянно учиться и несколько раз на протяжении жизни даже  переучиваться, осваивая другую специальность или профессию. 

Некоторые футурологи-алармисты предрекают, что роботы сделают человека вообще не нужным и его ждёт вымирание. Думаю, всё-таки слухи о грядущей смерти homo sapiens сильно преувеличены, но то, что конкуренция  роботами будет острой, — тут и к гадалке не ходи. 

 

Использованная литература 

  1. БриньолфсонЭ., Макафи Э. Вторая эра машин. М., 2017 
  2. Гранин Д.А.Последняя тетрадь. Изменчивые тени. М., 2019 
  3. ЛецС.Е. Почти всё. Екатеринбург, 2005 
  4. ХарариЮ.Н. Homo Deus. Краткая история будущего. М., 2019 


Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

4 × четыре =