Айзек Азимов. Как рождаются мировые кризисы?

Роман Караваев
Ноябрь13/ 2020

2020-й — год столетия со дня рождения Айзека Азимова. Большинство читателей знает его как одного из самых выдающихся писателей-фантастов. Но в действительности Азимов был, прежде всего, мыслителем.

Пять признаков коллапса

За 53 года неустанного труда Азимов написал почти 500 книг. Подавляющее большинство посвящены проблемам научного поиска и выражают нетривиальные взгляды автора на вечные вопросы философии.

…В 1940-е годы, когда в Европе, Азии и Африке шла Вторая мировая война, Азимов разработал концепцию глобальных кризисов, которые с ужасающим постоянством отбрасывают человечество на много лет назад, в мир нищеты и лишений. Именно тогда Азимов обозначил признаки, свидетельствующие о наступлении коллапса разумного сообщества:

— усиление бюрократии;

— резкое уменьшение проявлений инициативы;

— навязывание жёсткой кастовости;

— подавление всякой любознательности;

— распад социальных структур.

В результате — утеря накопленных знаний и падение ранее поддерживаемого порядка в хаос. И неминуемое в таких условиях развязывание войн, упадок торговли, сокращение численности населения, утрата общественных связей.

Анализируя эти явления, Азимов пришёл к следующим выводам:

— углубление специализации повышает уязвимость общества как системы;

— понижение социальной ответственности неминуемо возникает при устранении некоего объекта,  ранее долго противостоявшего системе и обладавшего не меньшей инерцией в историческом процессе;

— постепенные изменения условий существования предполагают либо вовлечение в них огромного числа людей, либо — если будет действовать небольшая страта —  ощутимые перемены начнут проступать только через исполинский промежуток времени.

Происходящая при любом кризисе коррозия общественных отношений неизбежно приводит к метаморфозам сознания правящей верхушки. До наиболее изворотливых и беспринципных деятелей быстро доходит, что перевороты, мятежи и спад торговли в дальнейшем будут только усиливаться. Значит, возобладает новая логика поведения — скорее хватать всё, что плохо лежит. Честолюбивые и неразборчивые в средствах члены социума тут же начнут активно действовать. И этим ускорят развал системы.

 

Ступени на пути к провалу

Какие же явления способны обусловить возникновение кризисов? Азимов считал такими детерминантами негативные изменения в политике, религии, общественных традициях, мифотворчестве и эмоциях.

Однако, начиная с 1960-х годов в жизни человечества очень многое изменилось. Не оказались ли теперь воззрения Азимова устаревшими?

Политика. Аристотель говорил, что политика — это искусство управлять государством, однако спустя два с лишним тысячелетия его подправил немецкий философ Макс Вебер, заявив, что политика — это всего лишь стремление к власти. Суммируя оба мнения, современные политологи отлили в бронзе: политика — это деятельность, направленная на завоевание, удержание и использование государственной власти.

Азимов старался донести до читателя примерно то же самое, утверждая, что политики приходят к власти от имени народа, а затем обтяпывают собственные делишки.

Религия. Философские словари толкуют религию как мировоззрение, мироощущение и определяемое ими поведение людей на основе веры в существование сверхъестественной сферы.

Удобная штука. Особенно, если учесть, что сами церковные служители фактически являются посредниками между верующими и Творцом.

Религия и вправду могучий фактор влияния. Множество пророчеств сбывалось только потому, что в них верили. Вера — очень сильный стимул изменения реальности.

Традиции. Это — множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение и выступающих одним из регуляторов общественных отношений.

Азимов полагал, что любой народ крепко держится за свои традиции. Во-первых, они, как правило, основаны на неких прецедентах, которые когда-то помогли избежать большой беды или привели к счастливому финалу. А, во-вторых, они по мере возможности препятствуют внедрению в повседневность чего-либо чуждого и неприемлемого.

Мифотворчество. Так называется специфическая разновидность культурно-творческого процесса, в ходе которого формируются те или иные (мифологические) представления о действительности, оказывающие существенное влияние на эволюцию знания в духовной жизни общества.

Но порой легенды и мифы творятся на ровном месте затейниками, кормящимися от власти. Исключительно с целью придать мышлению масс определённое направление. Как говорится, только бизнес, ничего личного.

Эмоции. Сегодняшняя наука определяет эмоции как психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям. Иными словами, эмоции служат для оценки человеком окружающего его мира — людей, предметов, явлений и событий.

Азимов был убеждён, что эмоции — весьма могучий движитель человеческих поступков. Гораздо более могучий, чем думают сами люди.

 

Автор, ты прав!

Как видим, сознание людей за минувшие 50-60 лет изменилось мало.

А вот методы воздействия на психику, используемые масс-медиа с подачи властей, стали гораздо эффективнее. На основе новейших достижений информатики промывание мозгов длится 24 часа в сутки. Куда ни сунься — сплошные политологи и пропагандисты. И все, в какой бы стране они ни вещали, утверждают одно и то же: у нас всё хорошо, у них — плохо, потому что мы — хорошие, они — плохие.

Очень удобно. Пугало поставлено на боевое дежурство, непорядок в стране списывается на внешнего врага. А если внешнего врага мало, находят и внутреннего. Всё по Джорджу Оруэллу.

Отдельные конфессии тоже активно используют современные медиавозможности. Примеров много. Напомню всего один — многострадальную Сирию, где квазиислам отстаивает своё не только с помощью оружия в руках террористов, но и в социальных сетях.

Что же до тонкостей информационных технологий, то они вовсю применяются при создании нужных властям легенд и мифов практически повседневно. И даже получили имя собственное fake news — фальшивые новости, т.е. информационная мистификация, намеренная ложь в социальных медиа и СМИ с целью ввести людей в заблуждение, чтобы извлечь политическую или финансовую выгоду, а зачастую и то и другое. Это почти неотличимые от реальных событий подделки, призванные воздействовать на разум, а, в первую очередь, на эмоции зрителя, слушателя и электората в общей массе. Так  формируется общественное мнение в свою пользу.

Традиции, которые испокон веков отличались особой неизменностью, теперь тоже претерпевают большие перемены. Если раньше про человека, всю жизнь прожившего в маленьком городке и проработавшего на одном заводе, говорили, что он патриот своей малой родины и родного коллектива, то теперь про такого говорят: безынициативный. Если раньше на день рождения дедушки приходила-приезжала вся огромная семья с невестками и внуками-правнуками, то теперь даже на дедушкины похороны являются далеко не все… И власть с церковью считают всё это вполне нормальным, по крайней мере — с этим никак не борются.

И там и тут — всюду Айзек Азимов оказался прав.

А ведь есть ещё множество более мелких факторов, которые при умелом сложении дают достаточно мощный однонаправленный импульс. Айзек Азимов изначально относил к ним —

— непредсказуемые случайности, которые можно возвести в ранг традиций;

— уменьшение объёма знаний во время кризиса, происходящее быстрее, чем тают размеры сообщества;

— условия, при которых всё, что запретно, сразу приобретает привлекательность, когда притягательно только то, что скрыто от глаз;

— беззастенчивое возвышение одной части общества за счёт унижения другой, возбуждающее сильную ненависть, не имеющую, казалось бы, никакого разумного объяснения;

— ностальгия по замечательному, прекрасному, нехитрому прошлому (большей частью уже мифологизированному), вполне естественная для людей, живущих в хитросплетениях жестокого мира;

— взаимная враждебность, так свойственная людям и искусно подогреваемая теми, кому это выгодно;

— различие моральных норм у разных сообществ;

— возможность влияния на ход истории отдельной личности, если личность эта невероятна, непредсказуема и пассионарна;

— реакция на противопоставление, где главное — правильно выбрать нужную антитезу;

— пересечение интересов правящих элит…

Ставлю многоточие, поскольку список длинный.

 

На всякого пророка — один порок

К счастью, существует огромная социальная и психологическая инерция масс. Как ни старайся и какие силы ни привлекай, миллиарды людей так просто с места не сдвинешь. Поэтому Азимов и рассматривает земное человечество, как сложную многоуровневую систему. Чем сложнее система — пишет он, — тем больше вероятность её хаотического развития. Следовательно, чтобы упорядочить поступательное движение системы вперёд, к светлому будущему, необходимо подавить хаотичность, выстроив линию поведения масс, существенно ограничивающую свободу их выбора в неких ключевых моментах.

По собственному признанию Азимова, создавая такую модель, он опирался на закономерности из мира физики. Вся квантовая механика, писал он, не способна предсказать поведение одного отдельного электрона. В её силах лишь предугадать усреднённый характер действий множества электронов, так называемого электронного облака.

Ну, и почему бы не попытаться приложить закономерности микромира к событиям, происходящим в мире обычных величин, где мы с вами рождаемся, живём и умираем? Тем более соответствия эти не единожды подтверждены практикой.

Однако таково уж людское несовершенство: пророка не слышат. Истины, изречённые им, начинают воспринимать лишь post factum. И зря. Ведь, кроме всего прочего, Азимов назвал и условия для распада общественных отношений во время кризиса:

— амбиции правителей второстепенных регионов, желающих объявить о своей значимости;

— стихийные бедствия, происходящие, как всегда, некстати;

— внезапные (для непосвящённых) войны за передел сфер влияния;

— экономические и социальные сбои;

— заговоры в высших сферах власти;

— крушение мировой инфрастуктуры.

И как вишенка на торте — постоянно изменяемые правила игры, которые задаёт деятельное меньшинство, тянущее за собой безразличное большинство.

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

4 + два =