Почему русский национализм в России не прошёл?

Денис Терентьев
Ноябрь11/ 2020

Вечером 29 августа 2006 года в ресторане «Чайка» 30-тысячной карельской Кондопоги произошёл конфликт с национальным подтекстом — чеченцы зарезали двух местных жителей, ещё полтора десятка серьёзно пострадали.

 

Откуда «национальный подтекст» в Карелии? Националисты пытались представить это дело так: межнациональная ненависть долго-долго тлела и, наконец, полыхнула. Дескать, народ прошёлся беспощадным погромом по всем нерусским и их собственности.

Однако эта история больше про непоследовательность государства — то оно объявляло войну неонацистам, то натравливало русских на грузин, испугавшись «революции роз» и рассорившись с президентом Саакашвили. От Кондопоги до массовой высылки грузин оставалось ещё больше месяца, но правоохранительные органы по всей стране уже мобилизовались в ожидании «цепной реакции», а с телеэкранов не сходили сюжеты о страшных ворах в законе из Кутаиси и домушниках из Тбилиси.

В реальности русское большинство не особо-то сортирует кавказцев по национальному признаку. Замдиректора Института социальных систем МГУ Дмитрий Бадовский уверен: «Для граждан стало понятно, что эта тема санкционирована самим государством, и можно ничего не скрывать» Член генсовета «Единой России» Валерий Богомолов говорит, что он по национальности русский, а слово россиянин для него «хуже негра».

В том самом 2006 году чуть больше половины граждан страны считали, что русские должны иметь в России больше прав, хотя год назад таких было 43 процента. По итогам того 2006-го можно было вводить «коричневые даты календаря». Александр Копцев с ножом напал на посетителей синагоги. На Черкизовском рынке взорвали кафе, убив 13 гастарбайтеров. Сотни молодых людей атаковали гей-парад в Москве, который то разрешали, то запрещали. Аналитический центр «Сова» насчитал 44 националистических уличных убийства.

Вероятно, и Кондопога тихо поправела.

А почему действительно именно Кондопога? Целлюлозно-бумажный комбинат, процветавший за счёт производства газетной бумаги, неплохо кормил весь этот город.

Понаехавшие столичные журналисты с недоумением отмечали, что Кондопога мало похожа на отсталую провинцию. Тут и ледовый дворец мирового уровня с бесплатными хоккейными секциями, и дворец искусств с уникальным органом, изящно отделанный мрамором, украшенный фонтанами с подсветкой, и бассейн, куда любой местный может купить абонемент за три копейки… В городе только  любительских футбольных клубов 40, по одному на 800 жителей!

Неудивительно, что здесь славянское большинство смогло собраться против кавказских уголовников, которые водятся в любом районе Нечерноземья.

В роковой вечер в «Чайке», которую с 1993 года арендовал азербайджанец Вагиф Иманов, было весело. Сотрудник Кондопожского ЦБК 27-летний Григорий Слизов отмечал покупку квартиры и собирался утром встречать беременную жену из отпуска. Но веселье пришлось не в жилу местным «браткам» Мозгалёву и Плиеву, которые в углу поминали товарища, погибшего в ДТП.

«Музга сорвал злость на бармене, наглом таком типе по имени Рамиль, — вспоминает один из пострадавших в «Чайке». — Потом забрал с собой поднабравшегося товарища, сунул в лицо администратору и уехал. А минут через пятнадцать в ресторан ворвались чеченцы с ножами и арматурными прутьями и начали избивать всех подряд. Они кричали «Аллах акбар!» и «Режь русских свиней!».

Гости Слизова делали из бутылок «розочки» и отбивались. Через несколько минут драка переместилась на улицу, а милицейский патруль, дежуривший рядом с рестораном, спешно уехал. Прохожие звонили в милицию, но блюстители отказывалась делать свою работу. Якобы у них нет бензина. В итоге двое убитых, восемь человек с ножевыми ранениями, а общий счёт пострадавших шёл на десятки.

История быстро распространилась через городской интернет-форум. И уже к следующей ночи сотни мужиков собрались, чтобы начать мстить.

«Чайку» разгромили и сожгли — а заодно часть городского рынка, зал игровых автоматов, несколько гаражей, машин и ларьков. Большинство этих объектов принадлежало городу, кавказцы их только арендовали. В местной школе подожгли физкультурный зал. Хотя занимались здесь преимущественно русские дети, физрук был кавказских кровей. В соседней Берёзовке спалили принадлежавший чеченцу Данилбеку мебельный цех — несколько русских семей остались без работы.

Среди погромщиков было замечено немало подвыпивших подростков, которые тащили из разгромленных павильонов ящики с пивом и чипсами. Кавказцы попрятались кто куда, а разогретую алкоголем толпу быстро разогнал республиканский ОМОН.

Воспитательница детского сада Маргарита Слизова, потерявшая в ходе резни у «Чайки» сына Григория, убеждала соседей никому не мстить. Займи она другую позицию — последствия могли быть куда тяжелее. Но ни представители властей, ни кавказская диаспора тогда не сказали ей за это спасибо. Про Слизову вспомнили лишь спустя несколько месяцев — когда требовалось налаживать «межэтническую стабильность», прозвучали первые официальные соболезнования.

Москва отправила в отставку весь силовой блок Карелии. Кондопожское РОВД тоже перетрясли, но в тюрьму никто не сел — вовремя исчезла видеозапись драки у «Чайки». Зачинщиком событий был признан Сергей Мозгалёв, который в самом побоище вовсе не участвовал — ему дали 3,5 года. Шестеро чеченцев получили от 3,8 до 22 лет.

Откуда взялись опасения, что подобный инцидент может вызвать межнациональные конфликты по всей стране? На кондопожских событиях пиарилась молодая националистическая организация — Движение против нелегальной эмиграции (ДПНИ). Их активисты пытались собрать жителей Карелии на антикавказский народный сход в Петрозаводске. На сход пришли не более 500 человек, половина из которых журналисты из столиц. Тем не менее, это не помешало националистам окрестить Кондопогу «восставшим городом-героем», с которого началось «открытое противостояние народов». Лидер ДПНИ Александр Белов утверждал, что за последующий год пожертвований движению стало в 5 раз больше, упоминаемость ДПНИ в прессе выросла в 7,5 раза.

Судя по всему, Кремль решил на время подыграть толпе. Русских нарекли «государствообразующей нацией». С 1 января 2007 года иностранцам запретили торговать лекарствами и алкоголем, а с 1 апреля им запретили торговать на рынках. Дескать, у нас своих рабочих рук достаточно. Хотя специалистам было понятно, что это блеф — русская деревня перестала быть источником рабочей силы ещё в 1970-е. А москвич не будет жить в таких скотских условиях, как живут на крупных рынках выходцы из Средней Азии.

В ноябре 2006 года «Русский марш» собрал рекордные 3 тысячи участников — как обычный клубный концерт. Несмотря на то, что в СМИ писали, будто организаторы марша — «умеренные националисты», на фотографиях — бородатый поп в рясе, зигующий на фоне кумачёвых и имперских флагов. Юноша с российским флагом спустил подтяжки цвета флага Германии. Участники заряжают запрещённые ныне лозунги.

Не стыдно ли Кремлю кооперироваться с нацистами? А Кремль до такого и не опустился — он просто перехватил их электорат. Хотя лидеры радикалов в какой-то момент поверили, что им удастся устроиться под крылом государства, спустя несколько лет силовики запретили ДПНИ и посадили Белова. И не его одного. Как нельзя кстати пришлась история с «Бронзовым солдатом», позволившая власти возглавить патриотическую волну и направить её в безопасное для внутренней стабильности русло.

Нигде в российской провинции Кондопога не повторилась. Этому способствовала и война с Грузией летом 2008 года. Она позволила, как ни странно, выпустить пар. После этого вся Россия стала помогать в восстановлении осетинского Цхинвала, а чеченский батальон «Восток» геройствовал против грузин бок о бок с российским спецназом.

Но сама рознь, конечно, никуда не исчезла. В конце 2010 года после убийства кавказцем фаната «Спартака» Егора Свиридова подступы к самому Кремлю превратились в Кондопогу. Но к этому моменту никакой политической опоры у националистов уже не было.

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

11 − 2 =