Будущий год объявлен в России годом Александра Невского. В мае исполнится 800 лет со дня рождения великого русского князя, полководца, святого покровителя Санкт-Петербурга.
Православный Восток присутствовал на допетербургской местности благодаря Александру Невскому, сумевшему отстоять невские земли в битвах на Чудском озере и в Усть-Ижоре.
Впервые я побывал в Усть-Ижоре в праздник Преображения Господня 18–19 августа. Нева предстала передо мной тихой, сельской, бедной, ничего общего не имеющей с величественным невским простором в центре города. Вдали, далеко в стороне от невзрачного храма, стоящего на месте битвы, и в направлении города шумели по берегам леса — такие, какие они вероятно были до Петербурга. Впадавшая в Неву Ижора была покрыта зелёной тиной.
Гранитную пристань перед храмом украшал «героико-патриотический» памятник Александру Невскому, князю новгородскому, владимирскому и киевскому. Бронзовый князь Александр гордо стоял с мечом на высоком постаменте, а у его стоп были сложены поверженные вражеские знамёна и оружие.
Святой князь выглядел тщеславным, честолюбивым, надменным и потому был скорее похож на Даниила Галицкого, чем на себя. Памятник демонстрировал полное непонимание скульптором личности и исторической роли великого русского князя.
А рядом дымилась бензиновым угаром стрела Шлиссельбургского шоссе. Первые впечатления были такими.
Но всё духовное всегда сокрыто от первого, поверхностного, взгляда и открывается не сразу. За церковной оградой, в глубине примыкающего к церкви кладбища-погоста, стоял иной, видный не всем и не сразу памятник. Он был словно загнан в глубину кладбища. Но в образе этого памятника Александр Невский представал как святой воитель.
Бюст князя на вытянутом постаменте был вписан в пространство получасовни (как бы разрез часовни). Князь Александр со строгим ликом одной рукой держал рукоять опущенного вниз меча, в то время как другая была поднята в благословении. Золотыми буквами за спиной святого князя по краю золотого пространства полукупола значилось: «Не в Силе Бог — но в Правде».
Благодаря вытянутости постамента и открывавшемуся за скульптурой вырезу задней стены часовни, через который проглядывали зеленая листва и небо, памятник легко устремлялся ввысь, удерживаемый, однако, золотым полусводом. Надпись на памятнике сзади гласила: «Памятник-часовня на месте Божией помощи в день Невской битвы».
Архитектура белокаменной церкви Александра Невского с покрытыми чёрной краской куполами являла собой смешение стилей, в котором выделялся римский, что говорило о связи храма с классическим Петербургом. О ней же свидетельствовали грандиозные фрески внутри церкви, а также выполненные в академически реалистическом стиле «Благословение Александра Невского на битву» и «Явление Христа народу» по картине Александра Иванова. Преображение же Христа, в том числе как явленного на этом месте в ХIII веке, происходило во время службы.
На всенощной я почему-то оказался рядом с иконой «Знамение», или Богородицы-Слова, и мне больше стали понятны мистические события, описанные в Житии Александра Невского.
Вечером с 18 августа был удивительно красивый пламенный закат, утром сменившийся густым туманом. И в храме я словно увидел перед собой то видение, о котором в Житии перед битвой в июле 1240 года рассказал князю Александру ижорский старейшина Пелгусий — плывут в ладье в «червлёных», т.е. красно-малиновых, одеждах мученически убиенные святые князья Борис и Глеб; гребцы сидят «словно мглою одеты»; и говорит Борис: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему, князю Александру»
Наиболее полно почувствовать связь места с теми чудесными событиями, которыми оно было отмечено 800 лет назад, можно только в храме. В нём мы мистически соединяемся с Христом, который жил на земле 2000 лет назад. А это значит, что мы можем соединиться в церкви с Христом, который присутствовал на её месте и 800 лет назад. Огненный же закат над Невой во время той всенощной и после неё подтверждал: прошлое можно увидеть в огненном свете церковной мистики.
Основывая Петербург, Пётр Великий не случайно повелел перевезти в новую столицу мощи святого благоверного князя Александра Невского. Эти северные земли влекли православного царя ещё и потому, что с ними были связаны времена, когда вскоре после побед над немецкими рыцарями и шведами в новгородских землях Александр Невский, выбрав союз с восточным народом — монголами и отказавшись от предложения Запада об унии, взял восточную часть мирового Креста и Крестного пути на себя. В то же время гордый Даниил Галицкий пошёл на союз с католическим Западом, чтобы противостоять монголам. Это уже через небольшое время привело к полной утрате самобытности и самостоятельности подвластных когда-то ему земель, подтвердив правильность выбора Александром Невским креста унизительного подчинения монголам. Такой выбор помог сохранить на Руси православную, восточную, христианскую церковь и культуру.
Но перенеся в Петербург мощи Александра Невского и тем самым продемонстрировав верность нового русского царя восточному пути и Крестной ноше, принятой Александром Невским, Пётр Великий приказал заменить икону на раке с мощами, изображающую принявшего перед смертью монашество Александра Невского в монашеском одеянии, на икону, где святой благоверный князь был запечатлен в княжеских одеждах. Тем самым Пётр показал свою верность не только пути на Восток, к небесному раю, но и на Запад, к мирским славе и величию, раю земному.
(Подробнее об Александре Невском того же автора см.: Крейцер А.В. Петербург в исторических судьбах мира / Крейцер А.В. Слово Петербурга: Сборник статей. Saarbrúcken, 2017. С. 3–16. Электронный ресурс: Официальный сайт Александра Викторовича Крейцера http://avkreizer.ru/ Публикации. Слово Петербурга; Крейцер А.В. О путях преодоления трагедии разделенного человечества, или Петербург в судьбах мира. Доклад в Обществе Владимира Соловьева. Электронный ресурс: solsoc.chat.ru›kreitzer_r_f.htm)