Наше время может войти в мировую историю как новая волна гендерной революции. Это наглядно доказала XXVI Международная женская конференция «Восток и Запад встречаются в Санкт-Петербурге».
«Новые вызовы: Перестройка 2.0» — так звучала тема нынешней конференции. Что касается вызовов, они хорошо известны, их все мы каждый день ощущаем на себе. А вот каково значение женщин в сегодняшней перестройке политики, экономики, культуры, науки, образования, — это для многих может оказаться неожиданностью.
Последние десятилетия на фактах и цифрах доказывают — слабый пол слаб только в физическом отношении, да и то далеко не всегда. В остальном он сильнее, поскольку демонстрирует более высокие результаты.
Пожалуй, главное впечатление от конференции — та элегантность и женственность, которые продемонстрировали её участницы в сочетании с наступательной силой, продуманными словами и действиями. А кроме того — поддержанное всеми мнение сопредседателя оргкомитета конференции, ректора Санкт-Петербургского социально-экономического института, президента региональной общественной организации поддержки общественных инициатив «Женский Альянс» Елены Калининой:
— Россия, которая продолжает оставаться «во мгле» мужских представлений о мироустройстве, уже давно готова к прыжку в пересмотре соотношения женского влияния в общественной жизни, бизнесе и политике. Дело только… в самих женщинах, многие из которых по привычке держатся в тени.
Кому-то из петербуржцев это может показаться субъективным, но всё же примеры губернаторства в Петербурге в последние четверть века явственно показывают, что женское правление было более продуманным и более созидательным. Сегодня многие вспоминают Валентину Матвиенко добрым словом (при всех нареканиях и критических оценках) — в годы её губернаторства город чувствовал материнскую опеку. А сегодня, пожалуй, ходит в недолюбленных пасынках.
Лидер сообщества «Женщины в советах директоров» Елена Речкалова представила на конференции интересные исследования международной компании McKinsey — они убеждают в том, что эра матриархата не за горами. Более того, дело не столько в желаниях и возросших амбициях женщин, а в том, что таково требование времени и даже необходимость выживаемости крупных бизнесов.
В мире уже сегодня, по всем показателям, женщины больше и успешнее учатся, и их образование лучше и качественнее, чем у мужской части населения. Квалифицированный персонал в компаниях тоже в большинстве — женщины. Они составляют 57 процентов среди выпускников вузов. И к середине наступающего десятилетия этот процент по всему миру будет ещё выше. Женщины стали активнее входить в руководящий состав компаний. Подсчитали, что если бы во всех лондонских компаниях в советах директоров было представлены 33 процента женщин, это бы принесло в годовой бюджет Великобритании 47 млрд фунтов стерлингов прибыли (до налогообложения)!
А кто определяет, что и в каких фирмах купить для производства и домашнего очага? Конечно, женщины. Они контролируют 80 процентов потребительских расходов. Именно женщины классифицируют потребительские тренды и формируют конечный спрос, распределяют расходы своей семьи и близких родственников. Даже выбор автомобиля, как показывает статистика, в 65 процентах случаев зависит от мнения женщины.
В России уже 63 процента квалифицированных специалистов — женщины. А вот их экономическая активность — как, впрочем, и по всему миру — ниже, чем у мужчин. Но если бы экономическая активность российских мужчин и женщин сравнялась, это обеспечило бы рост отечественного ВВП на 14 процентов!
Парадокс в том, что при всей высокой образованности и квалификации россиянок, среди пенсионеров, живущих за чертой бедности, 93 процента — женщины. В прошлом их зарплаты были невелики, а потому теперь и пенсии ниже, чем у мужчин.
Существует мнение, будто в России много женщин на руководящих должностях. В реальности такая картина наблюдается лишь в малом бизнесе. Но в крупных компаниях 91 процент руководящих постов высшего уровня по традиции занимают мужчины.
Сегодня в западном мире и в ряде восточных стран женщины воспринимаются как серьёзный ресурс экономики — и с точки зрения численности, и с точки зрения ценности, которую они вносят в бизнес. При этом женщины строят более прозрачный и устойчивый бизнес, чем мужчины…
Вспоминая мировой экономический кризис 2008 года, Кристин Лагард, бывший директор-распорядитель Международного валютного фонда, назначенная впоследствии председателем Европейского центрального банка, сказала:
— Если бы банк Lehman Brothers назывался Lehman Sisters, ситуация с банками в 2008-м была бы совсем другой.
На нынешней XXVI женской конференции вспоминали знаменитую Лагард еще и потому, что та ратовала за большее разнообразие, в том числе гендерное, которое могло бы защитить банки от необдуманных рисков.
Сейчас во всём экономически развитом мире происходит, по сути, гендерная революция. Во многих компаниях — и далеко не только в США — требования к разнообразию в управленческой команде по расовой и национальной принадлежности, а также по возрасту и полу стали обязательными. На глазах меняется ментальность, в том числе и в отношении роли женщин в современном и будущем мире. Не только сами женщины, но и мужчины во многих странах считают уже само собой разумеющимся, что каждый человек, независимо от пола, имеет право на социальную и профессиональную реализацию.
Однако в России пока по-другому. 39 процентов граждан считают, что женщине надо выбирать между семьей и карьерой, а 83 процента полагают, что жизненный, в том числе карьерный, успех — мужская прерогатива.
Есть у нас в стране и другие неутешительные показатели. 14 процентов матерей в России — это матери-одиночки. Более того, каждый третий разведённый отец не платит алименты, и 30 процентов женщин живут за чертой бедности. Объяснений женской и материнской дискриминации много. Тем не менее, специалисты уверены: главная причина одна — устойчивость в российском социуме традиционалистского мнения.
Тем временем в некоторых странах инвесторы уже теперь готовы платить до 20 процентов премиальных женщине, которую избрали (или назначили) на высокую должность. В английских компаниях вывели закономерность: через 24 месяца после назначения женщины на пост топ-менеджера наблюдался рост акций на 20 процентов. В Силиконовой долине в этом году свыше тысячи фирм подписали соглашения, согласно которым никто не будет инвестировать в бизнес, где в советах директоров нет женщин.
Российский бизнес по этому показателю оказался бы в конце списка. Традиционалистское мнение однозначно — командные роли убьют в женщине женщину. Но наша жизнь уже настолько изменилась, что этот стереотип кажется архаикой, которая сродни Средневековью. Современные условия давно позволяют успешной женщине оставаться любящей женой и матерью.
Наоборот, профессиональная карьера помогает женщине состояться в качестве матери и жены. Современная женщина не остаётся один на один со своими проблемами благодаря таким развитым — в том числе в России — социальным институтам, как разветвлённая сфера сервиса, государственные и частные детсады, фирмы, предоставляющие нянь, бонн и гувернёров, психологические консультации и т.д.
В наше время семья — как бизнес и сам мир — всё чаще строится на паритетных началах. В ней все равны — жена, муж, дети… Да, бывает, что в такой семье, как и на работе, складываются напряжённые отношения. Но спасает обаятельная женская улыбка — та палочка-выручалочка, которая способна уладить многие конфликты и достичь баланса, которого нам так не хватает в обществе.