Виват могикане!

Владимир Стругацкий
Декабрь10/ 2020

Открытое письмо организаторам 28-го всероссийского кинофестиваля «Виват кино России!»

Уж извините, но для меня символом нынешнего 28-го фестиваля «Виват кино России!» не стало ни его помпезное и явно дорогостоящее открытие в минувший понедельник в «Октябрьском», ни участие в нём многих звезд отечественного кинематографа, ни песни и пляски на сцене БКЗ, ни показ отрывков знаменитых кинофильмов. Для меня таким символом стала чуть сгорбленная, на миг потерявшая привычную спортивную выправку, фигура уходящего уже в антракте Александра Массарского.
В наше тревожное время, когда пандемия перечеркнула чуть не все публичные мероприятия, редкие кинофестивали, да ещё и со зрителями в зале, — настоящий праздник. Тем более у нас, в Петербурге, — одном из центров разгула коронавируса, где те, «кому за 65», почти лишены возможности общаться.
Вот почему любопытно было побывать на открытии кинофестиваля «Виват кино России!».
…Перед началом, ещё в гардеробе, я оказался рядом с Александром Самойловичем Массарским.
Не дав ему даже получить номерок от пальто, зрители, журналисты, кинематографисты пожимали руку этому крепкому ещё мужчине (никогда не поверишь, что ему идёт девяносто третий год), фотографировались с ним, атаковали просьбами об интервью…
Не скрывая искреннего удивления, многие не слишком тактично интересовались у Массарского: «И вы здесь?!». И это многозначительное «здесь» повисало в воздухе.
…Не буду объяснять, кто такой Массарский.
Не стану говорить, что он — один из последних могикан советского кинематографа, создатель отечественной школы каскадеров.
Не хочу перечислять те несколько сотен фильмов, в которых за шесть десятков лет он принимал участие как постановщик трюков, актёр, а то и оператор. Упомяну только, что среди них есть и настоящие легенды: «Человек-амфибия», «Король Лир», «Мёртвый сезон», «Белое солнце пустыни» (этот фильм полярники всегда берут с собой на зимовки, моряки — в рейсы, а все наши космонавты — на орбиту)…
Если интересно, всё это можно прочитать даже в интернете. Там, кстати, написано, что А.С. Массарский — создатель уникальной съёмочной техники, заслуженный работник культуры РФ, заслуженный тренер России по борьбе самбо и дзюдо, заслуженный изобретатель и профессор университета «Военмех»…
Словом, славой и вниманием, да и благосклонностью судьбы Александр Самойлович вовсе не обойдён.
Он, уж извините за штамп, — человек-легенда.
На зависть нам с вами он до сих пор ведёт активный образ жизни. Корреспонденты центральных телеканалов стремятся встретиться с ним для очередных телепередач. Изобретатели до сих пор ходят к нему за советами. Историки отечественного кино пытаются выудить у него малоизвестные факты. Издатели готовы выпускать новые сборники его воспоминаний. Спортсмены рады видеть на самых престижных соревнованиях. А ещё он каждый день делает гимнастику и гоняет по Питеру на своем БМВ…
Дай Бог нам всем не растерять к его годам такую отличную физическую форму, блестящую память, такое желание жить и радоваться каждому прожитому дню!
Вот только хотелось, чтобы к подготовке столь редких в нашей нынешней жизни публичных мероприятий, тем более таких популярных кинофестивалей, организаторы относились более внимательно, а к приглашённым ими ветеранам, более нежно.
Речь о том, что на открытии кинофестиваля, во время традиционного гала-парада, когда из зала на сцену приглашаются десятки причастных к кино людей, а ведущие перечисляют их заслуги и звания, имя одного из корифеев ленинградского, да и всего отечественного кинематографа даже не прозвучало. Он, кажется, один из всех кинематографистов остался среди зрителей.
Это, похоже, явно резануло многих в зале. Самое обидное — резануло, прежде всего, самого Александра Самойловича.
Мы прекрасно понимаем, что вовсе не важно — пригласили на сцену или нет, представили зрителям или по разгильдяйству забыли, всем и так понятно, — твоё имя в представлении не нуждается.
Нет, я вовсе не призываю устроителей долгожданного кинофестиваля славить всех подряд приглашённых кинематографистов, как славили в тот вечер юбиляров уходящего 2020-го — Светлану Крючкову, Дмитрия Харатьяна и десятки других. К тому же никакой круглой даты у Массарского нынче не случилось. Хотя, в его возрасте каждый год — как юбилейный.
Да и, в конце концов, дело даже не в том, обидели или нет одного из могикан отечественного кинематографа. Не сомневаюсь, что неприятный момент Александр Самойлович переживёт и под грузом сегодняшних забот забудет.
В столь тяжёлые для всех времена речь — о нас. О нашей памяти, нашей внимательности, нашем отношении к людям, к своей истории, к истории нашего замечательного города и прославленного «Ленфильма»…
И напоследок ещё одно: а вдруг, кроме Массарского, в зале присутствовал ещё кто-то из кинематографистов столь же хрупкого возраста и о нём тоже забыли? Если так, то представляю, с каким настроением этот человек покидал зал…
…Массарский ушёл из «Октябрьского» прямо в антракте.
Ушёл, стараясь ни на кого не смотреть.

Владимир Стругацкий,
вице-президент Ассоциации полярников,
почётный полярник,
участник десятков арктических и антарктических экспедиций


Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

пятнадцать + 17 =