В Петербурге 800 средних учебных заведений. В 232 есть свои музеи. У педагогов огромная нагрузка, но они считают, что музеи очень нужны. Это уроки предметной истории Родины, наглядного патриотизма.
При входе в музей школы № 138 сразу обращаешь внимание на доспехи средневекового русского воина.
— Наш музей был открыт в 2008-м, — рассказывает его руководитель Елена Степанова. — Идею подсказала сама жизнь. Тогдашний наш директор Александр Георгиевич Сафонов взял курс на систему воспитания с опорой на историю Древней Руси и образ Александра Невского. Экспозиция, посвящённая русскому князю, открылась в 2000 году, тогда же начала формироваться краеведческая коллекция. Сафонову удалось привлечь неравнодушных, творчески мыслящих педагогов, которые пошли в архивы и библиотеки. Началась исследовательская работа…
И вот результат. Сегодня школа носит имя Святого благоверного князя Александра Невского, а сама её история, как выяснилось, начинается не с 1964 года, когда в этом новом типовом здании на Полюстровском проспекте впервые прозвенел школьный звонок, а… в 1876-м.
Предтеча 138-й — Петербургский дом призрения Тименкова-Фролова, находившийся на Симбирской улице, 4 (ныне улица Комсомола). В середине 1870-х годов эти два петербургских купца вложили миллионные средства, чтобы содержать, учить и воспитывать отроков, которым в будущем предстояло влиться в предпринимательское сословие.
После революции учреждение продолжило работу как женская гимназия №7, но вскоре девочки и мальчики стали учиться вместе, а в феврале 1941-го, при переводе ленинградских школ на единую нумерацию, учебному заведению присвоили номер 138.
— Две наши учительницы — Татьяна Григорьевна Братенкова и Дарья Александровна Скрипкина, дочь директора Сафонова, — сумели найти в архивах много интересных документов, — продолжает нынешний руководитель музея Елена Степанова. — Нынешние дети с огромным интересом рассматривают, как учились школьники сто с лишним лет назад. Здесь и грифельная доска, и наглядные пособия — барометр, микроскоп, наборы минералов, гербарии рубежа XIX-XX веков. Что-то отыскалось в наших школьных кабинетах, что-то приносили ученики, их родственники, учителя… Многие предметы в фонд передал Александр Георгиевич.
Школа № 138 работала и в годы блокады Ленинграда. Тогда ей пришлось поменять несколько адресов, но после войны вернулась в своё здание, которое в блокаду было занято под госпиталь.
Один из разделов музея посвящён Ленинграду в годы Великой Отечественной войны. Другой — Клубу кавалеров ордена Александра Невского, с ним у школьников давняя дружба. Когда-то этой наградой были удостоены 350 участников войны, но сейчас в Петербурге живых осталось только двое.
Этот музей — не только для экскурсий. Здесь нередко проходят школьные уроки, посвящённые памятным датам, истории школы, культуре русского народа, науке и образованию, вопросам культурологии… Причём называются эти уроки очень увлекательно — «Загадки старого портфеля», «Здравствуй, музей», «Как мальчик Онфим грамоте учился», «Как рубашка в поле выросла», «Весёлая кухня», «Письмо с фронта»…
Таким образом, этот школьный музей — и про детей, и для детей. Юные музейщики 138-й школы (экскурсоводы, исследователи, экспозиционеры) не раз участвовали в городских и всероссийских конкурсах. Всё, что сделано учениками (исследовательские работы, интервью, рисунки, видеофильмы, плакаты), не только пополняет фонды, но и активно применяется на занятиях. Ребята видят, что их труд важен, востребован.
— А это реконструкция пластинчатого доспеха русского витязя, его подарил нам военно-исторический клуб «Княжья дружина», — показывает Елена Степанова. — Есть у нас в фонде и «непрофильные» предметы, такие как коллекция изделий из домотканного льна, обломок амфоры со дна Чёрного моря, старинные иконы… И все они работают на занятиях.
Двери музея школы №138 всегда открыты. Я сам видел, как на переменке дети забегают сюда, посмотреть на то, что связывает каждого из нас с прошлым.
Всего в Калининском районе десять школьных музеев, прошедших паспортизацию, — обязательный шаг в деятельности подобных структур. Так, в 111-й школе действует музей танковых войск, который носит имя героя Советского Союза Виктора Гнедина. Он был создан ещё в 1969 году.
По словам директора школы Елены Розановой, несколько лет назад «она захотела осовременить старую экспозицию». Так в год своего 50-летия размещённый в трёх комнатах школьный музей получил новейшее мультимедийное оборудование. На громадном сенсорном плазменном экране — 3D-изображение тяжёлого танка ИС. Как и на смартфоне, прикосновением пальца каждый может вращать танк, смотреть на него снизу и сверху; обратившись к меню, листать и вызывать другую модель. На «плазме» представлены советские танки, выпускавшиеся до и во время Великой Отечественной.
На втором экране — послевоенные танки. Линейка современных машин (всего их десять) заканчивается Т-72 и Т-90. Будет ещё один экран — представляющий историю танковых частей, участвовавших в обороне Ленинграда.
Само собой, мальчишки без ума от этих плазменных экранов и готовы стоять перед ними с утра до вечера. Но не только перед экранами. В закрытых витринах экспонируются артефакты времён Великой Отечественной — гимнастёрка, планшет, военная рация, каска, пионерский галстук Виктора Гнедина…
Откуда же деньги на ремонт и все современные чудеса? Спасибо за помощь заместителю председателя Законодательного собрания Санкт-Петербурга Анатолию Дроздову.
Конечно, не каждый школьный музей имеет такого друга-мецената. В том числе школы и гимназии, которые находятся в своих старых зданиях, построенных ещё в XIX веке и требующих большого ремонта от подвала до крыши.
Вот, к примеру, расположенная у Смольного гимназия №157 имени принцессы Евгении Ольденбургской. Она открылась в этих стенах в 1868 году. Здесь тоже есть свой музей, но в нём, увы, нет современных технологий. Однако с помощью старых, проверенных методов музей решает не менее важные задачи.
Ученица 11 класса, член музейного актива Соня Платонова объясняет:
— Мне интересно, как такие же ребята, как мы, жили в другие эпохи. А ещё мне нравится рассказывать об истории нашей гимназии ребятам из младших классов.
В прошлом году во Всероссийском конкурсе школьных музеев экспозиция гимназии признана лучшей в номинации «Исторический музей».
— В основе нашего музея — человек, — рассказывает Игорь Персианов, руководитель музея, заместитель директора гимназии по воспитательной работе. — Идея музея возникла у предыдущего директора, Анатолия Николаевича Карпова, в 1990-е годы, а воплощала её работавшая в школе с 1948 года Роза Герцевна Дегтяренко. За короткое время удалось собрать немало документов, открыть новые страницы в прошлом нашего учебного заведения. Например, я учился в этой школе, но не знал, что в войну в нашем здании располагалась 8-я специальная артиллерийская школа…
В музее есть и настоящие раритеты — то, что связано с женской гимназией до 1917 года. Аттестаты, дамские бальные перчатки, самодельные счёты, письменный прибор… А ещё — девичьи альбомы, по которым можно проследить круг интересов и развитие девочек. В старших классах уже записывали собственные мысли, в них виден и отблеск событий в стране. О довоенных годах рассказывают альбом девушки 1920-х годов, мало отличающийся от дореволюционного, школьный журнал «Эхо» конца того же десятилетия, серебряный значок выпускника 5-й трудовой школы…
Ну, а потом — Великая Отечественная и послевоенные годы, и 1970-е–1980-е, и конец ХХ века.
Впервые нынешние гимназисты приходят в этот музей в первом классе. Затем бывают здесь всё чаще. А с седьмого класса некоторые дети становятся уже исследователями и экскурсоводами. Разрабатывают тематические экскурсии: «Просвещённый благотворитель», «Воспитание в доме Романовых», «История забытых вещей», «Боевые судьбы воспитанников 8-й САШ», «Блокада глазами детей»… Тот, кто провёл три экскурсии, получает Знак юного экскурсовода.
О долгом прошлом гимназии рассказывают не только экспонаты, но и его живые участники. Воспитанник 8-й специальной артшколы Вячеслав Станиславович Битный подарил музею свои военные рисунки и как художник-реставратор участвовал в создании экспозиции. Ещё один воспитанник спецшколы 94-летний Владимир Алексеевич Берчиков по мере сил приезжает и встречается со школьниками.
Музейные исследователи протянули ниточку и в Ольденбург — вотчину, откуда пришла эта дворянская фамилия в Россию. В гимназию приезжал Гуно фон Ольденбург, а партнёрская программа со школой Цецилиеншуле в Ольденбурге действует уже два десятка лет…
На рубеже 1990-х годов слом идеологических ориентиров не прошёл бесследно для системы отечественного образования, в том числе и для школьных музеев. Сколько было случаев, когда экспозиции оказывалась на помойке! Вот всего один пример: в школе №516 (ул. Замшина, 17) был отличный музей боевой славы, но школу выселили, и в 1998-м, после реконструкции здания, в него вселился педагогический колледж. Куда делся школьный музей, до сих пор никто не знает…
Тем не менее, число музеев в средних учебных заведениях города растёт. Они создаются по решению педагогического совета.
Правда, чиновникам тоже хочется поучаствовать в столь модном нынче внимании к истории. В 2000-е годы в Петербурге решили «омузеить» все школы города. Идея была хорошая, но не учитывала того, что воплотить её в жизнь можно только там, где есть хотя бы один инициатор, готовый работать не по приказу, а по велению души.
Но вот уже в 2019-м вдруг возникла новая идея — создать в каждом дошкольном учреждении музейную экспозицию, посвященную 75-летию победы в Великой Отечественной войне. Старшему методисту Дворца творчества юных Ольге Савельевой предложили разработать соответствующее положение. Скрепя сердце, Ольга Ивановна написала текст, начинавшийся с того, что такой музей в принципе невозможен (музей начинается с уникального предмета), но если очень хочется, то можно. И она придумала термин «минимузей», куда можно помещать детские рисунки и поделки, и на тему войны тоже…