Космические одиссеи, 2021 год

Представляем обзор освоения ближнего и дальнего космоса землянами в минувшем году. Для одних государств он стал прорывным, для других — неудачным. А каким он стал для всего человечества?

 

Космонавтика пострадала от COVID-19, как и многие отрасли экономики. К счастью, не так сильно. Но всё же реализация многих программ замедлилась, сроки запуска ряда космических аппаратов сдвинулись вправо. Причём весьма существенно.

Например, с 2020-го на 2022 год перенесён старт российско-европейской марсианской миссии «ЭкзоМарс» (ExoMars). Правда, есть ощущение, что сложная эпидемиологическая ситуация стала лишь поводом для её отсрочки. Миссию всё равно перенесли бы из-за проблем с парашютной системой. А так, списали на вирус…

Пришлось отложить и некоторые текущие старты. На несколько месяцев закрылись европейский Гайанский космический центр с космодромом Куру и индийский Космический центр Сатиша Дхавана.

Достоверно неизвестно, скольких сотрудников ракетно-космических отраслей разных стран и работников, имеющих отношение к освоению космоса, убил COVID-19. Статистика весьма обрывочна. Пока мы точно знаем, что вирус оборвал жизнь генерального конструктора пилотируемых программ России Евгения Микрина, участника работ по проекту «Вега», бывшего президента РАН Владимира Фортова, вдовы первого американского астронавта Джона Гленна (John Glenn) Энни Гленн (Annie Glenn)… Это лишь самые «громкие» имена.

Но кризис кризисом, а мировая космонавтика развивалась. В разных странах по-разному. Ну, а как дела пойдут дальше, покажет будущее.

 

I. Основные события года

 

Несмотря ни на что, ушедший год оказался весьма интересным. Пусть не всё удалось, но на космических просторах произошло много такого, что оставит свой след в истории покорения Вселенной. Или, по крайней мере, надолго запомнится.

1.У США вновь есть пилотируемый корабль

В минувшем году США вновь обрели возможность отправлять своих космонавтов на орбиту. Для американцев это со

бытие стало знаковым. Да и для всего остального мира первый полёт с космонавтами на борту корабля «Крю Дрэгон» (Crew Dragon) не остался незамеченным. Эта миссия существенно изменила картину в мировой пилотируемой космонавтике. Причём на ближайшие годы.

Перерыв между моментом вывода из эксплуатации кораблей многоразового использования системы «Спейс Шаттл» (Space Shuttle) и моментом начала полётов кораблей «Крю Дрэгон» стал самым длительным в истории американской пилотируемой космонавтики. Он длился девять лет. Для справки: предыдущий «рекорд», когда происходила смена космической техники, составлял более шести лет (1975-1981 годы), между последним полётом корабля «Аполлон» (Apollo) и первым полётом системы «Спейс Шаттл».

Примиечательно ещё и то, что новый корабль американцев стал первым, созданием которого занималось не правительственное космическое агентство, а частная компания «Спейс-Экс» (SpaceX). Конечно, NASA активно помогало частникам, но корабль всё-таки делали они.

Создание пилотируемой машины в «Спейс-Экс» начали в 2014 году. Это официальная дата начала работ, после получения контракта от NASA. Фактически работы начались за пару-тройку лет до этого.

Согласно полученному контракту, «Спейс-Экс» должна была построить корабль, предназначенный для доставки экипажей на борт МКС. Он проектировался на семь человек. Но по требованию NASA, на станцию будут летать экипажи из четырёх космонавтов. Сделано это из соображений безопасности.

Разработка пилотируемого корабля велась достаточно активно, однако выдержать запланированные сроки не удалось — вместо 2017 года в первый рейс машина отправилась в 2019-м. Это был беспилотный рейс, который прошёл к тому же с рядом замечаний. Тем не менее, в следующий раз, 30 мая 2020 года, «Спейс-Экс» отправила корабль в космос уже с космонавтами на борту.

Миссия была испытательной, но корабль состыковался с МКС и два космонавта пробыли на её борту два месяца. Не так мало для тестового полёта.

А в ноябре корабль вошёл в штатную эксплуатацию, доставив на борт станции четырёх членов экипажа МКС. Следующий экипаж отправится в космос в апреле 2021 года.

В планах компании «Спейс-Экс» — полёты кораблей «Крю Дрэгон» не только по заказу NASA, но и в собственных интересах. Уже заключены контракты на вывоз туристов на орбиту, на съёмку эпизодов художественного фильма, на экспедицию к Луне. Правда, последний контракт вызывает некоторые сомнения в его осуществимости.

Появление на космических орбитах корабля «Крю Дрэгон» нанесли удар по фактической монополии Роскосмоса на доставку людей в космос. Теперь экипажи МКС будут отправляться в полёт не только на «Союзах», но и на «Крю Дрэгон», а также на кораблях «Старлайнер» (Starliner) от компании «Боинг» (Boeing), которые, дай Бог, полетят в 2021 году.

Не стоит тешить себя надеждой, что места в «Союзах» будут раскупаться как горячие пирожки космическими туристами. Удовольствие это весьма дорогое и спрос весьма ограничен. Очень немногие готовы заплатить десятки миллионов долларов (цены имеют одинаковый порядок как у нас, так и у американцев), чтобы полюбоваться на нашу планету со стороны.

И последнее. Помимо пилотируемой версии корабля, создан и его грузовой вариант «Карго Дрэгон» (Cargo Dragon). В первый раз «грузовик» отправился в полёт 6 декабря 2020 года. Все дальнейшие миссии по снабжению МКС компания «Спейс-Экс» будет осуществлять с помощью новой машины.

 2. Mиссия «Чанъэ-5

В августе 1976 года возвращаемый аппарат советской автоматической межпланетной станции «Луна-24» доставил на Землю 170 граммов лунного грунта. Это была последняя доставка той эпохи лунного противостояния СССР и США. Американцы в последний раз привезли лунный грунт за четыре года до этого, во время крайней высадки космонавтов на Луну в декабре 1972 года.

С тех пор ни мы, ни американцы не ставили своей задачей пополнить коллекцию лунного реголита новыми образцами. А вот китайцы такую цель перед собой поставили. И упорно к ней шли: 2007 год — вывод станции «Чанъэ-1» (嫦娥一號) на селеноцентрическую орбиту; 2013-й — мягкая посадка станции «Чанъэ-3» (嫦娥三號) на Луну; 2014-й — облёт Луны и возвращение станции «Чанъэ-5Т1» (嫦娥五号T1) на Землю. Полёт «Чанъэ-5» (嫦娥五號) стал завершающей миссией первого этапа китайской лунной программы.

Первоначально запуск «Чанъэ-5» был запланирован на 2017 год. Но китайцы решили не спешить и продолжить тщательную подготовку полёта. Сперва сроки начала миссии сдвинулись на 2019 год, а потом и на 2020-й.

Станция «Чанъэ-5» стартовала 23 ноября с космодрома Вэньчан. И запуск, и выведение космического аппарата на траекторию полёта к Луне прошли в штатном режиме.

Перелёт занял 112 часов. На селеноцентрическую орбиту станция вышла 28 ноября, а спустя два дня от неё отделился посадочный модуль. 1 декабря модуль совершил мягкую посадку на лунную поверхность в районе пика Рюмкера в Океане Бурь.

Два дня потребовалось на бурение лунной тверди и забора образцов подповерхностного грунта. Камни собирали и с самой поверхности Луны с помощью специального манипулятора.

Всё собранное поместили внутрь герметичного контейнера на взлётной ступени, которая стартовала с поверхности Луны 3 декабря. Через три дня она состыковалась с орбитально-возвращаемым аппаратом. Все дни, пока велась работа на Луне, он кружил по селеноцентрической орбите. Спустя некоторое время контейнер с образцами был перегружен из взлётного модуля в возвращаемый аппарат. После этого взлётный модуль отстыковали и 8 декабря «уронили» на лунную поверхность «за ненадобностью».

Орбитально-возвращаемый модуль стартовал с селеноцентрической орбиты в сторону Земли 13 декабря и спустя трое суток успешно приземлился на территории Китая. На Землю доставлены почти два килограмма лунного грунта. Его передадут ряду научных лабораторий, которые займутся их изучением. Китайцы обещали поделиться привезёнными образцами с российскими и американскими учёными, которые проведут сравнительный анализ грунта, взятого из разных точек лунной поверхности.

После того как был отделён возвращаемый аппарат, орбитальный модуль выполнил манёвр, чтобы не войти в земную атмосферу, и продолжил полёт. В планах китайских специалистов вывод его в точку либрации L1 и дальнейшее использование в научных целях, а также и для проверки новых технологий.

В ближайшее время Китай намерен перейти ко второму этапу своей лунной программы. Она предусматривает отправку на Луну человека. И нельзя исключить, что в этом они могут опередить даже американцев. Ну, а шансов стать победителями в лунной гонке XXI века у других претендентов, можно считать, нет никаких.

 3.Марсианская троица

По всем законам небесной механики, минувший год был благоприятным для отправки земных посланцев к Марсу. Этим не преминули воспользоваться сразу три страны — США, Китай и … Объединённые Арабские Эмираты. Предполагалось, что марсианская флотилия будет насчитывать четыре аппарата. Но, как уже сказано, старт российско-европейского «ЭкзоМарса» отложили на два года.

А вот все остальные аппараты благополучно «легли на курс». Их прибытие в пункт назначения ожидается весной наступившего года.

Первым в путь отправился эмиратский зонд «Аль-Амаль» (الأمل), по-русски —  «Надежда».

Это первый межпланетный зонд не только в Эмиратах, но и во всём арабском мире. Создали его в Космическом центре Мохаммеда ибн Рашида. Но в работах активно участвовали американская Лаборатория реактивного движения, Калифорнийский университет, университеты штатов Колорадо и Аризоны, а также ряд других американских организаций. Без этой помощи запуск эмиратского зонда вряд ли состоялся бы.

Задача «Аль-Амаля» — создание полной картины атмосферы Красной планеты. Зонд будет исследовать, как погода меняется в течение суток и года, изучать метеорологические явления в нижних слоях атмосферы, такие как пылевые бури.

С отправкой зонда к Марсу арабам помогли японцы — в космос аппарат был выведен с помощью ракеты-носителя H-2A (ロケット). Запуск был осуществлён 19 июля с космодрома Танегасима. Через четыре дня, 23 июля, в космос ушел китайский аппарат «Тяньвэнь-1» (天問一號). Старт приурочили к 100-летнему юбилею Компартии Китая, который отмечали 1 июля. «Тяньвэнь-1» был запущен с космодрома Вэньчан с помощью ракеты-носителя «Чанчжэн-5» (長征五号).

Основная задача проекта — глобальное обследование планеты с ареоцентрической орбиты и детальное изучение одного из районов на поверхности с помощью марсохода. Программа исследований включает в себя картирование морфологии и геологической структуры Марса, изучение характеристик поверхностного слоя и распределения водяного льда в нём, анализ состава грунта, измерение параметров марсианской ионосферы, электромагнитного и гравитационного полей, получение информации о климате.

В феврале 2021 года «Тяньвэнь-1» должен достигнуть окрестностей Марса и выйти на орбиту Красной планеты. Более двух месяцев потребуется для формирования рабочей орбиты зонда и уточнения района посадки.

23 апреля от орбитального модуля отделится спускаемый аппарат, который через несколько часов совершит посадку на планете. После этого марсоход по трапу съедет с платформы и начнёт программу исследований.

Расчётный срок функционирования марсохода — три месяца. Но мы прекрасно помним, что на такой же срок были рассчитаны и американские марсоходы «Спирит» (Spirit) и «Оппортьюнити» (Opportunity). Однако они проработали более 6 лет и более 14, соответственно. Так что и от китайского марсохода можно ожидать превышения расчётных сроков.

Наконец, 30 июля стартовала американская марсианская миссия «Марс 2020» (Mars 2020 Rover Mission), которая предусматривает доставку на Марс марсохода «Персеверанс» (Perseverance). Это будет пятый американский марсоход. Естественно, в случае успеха.

«Персеверанс» предназначен для астробиологических исследований древней среды на Марсе, геологических процессов и истории, в том числе оценки прошлой обитаемости планеты и поиска доказательств жизни в пределах доступных геологических материалов.

Кроме того, марсоход должен будет собрать образцы грунта, которые планируется отправить на Землю в рамках миссии «Маррс Сэмпл Ретьюрн» (Mars Sample Return). Правда, окончательного решения об этой возвратной миссии ещё не принято. И нет никакой гарантии, что она состоится. Если это произойдёт, то старт миссии должен состояться в 2026 году, а на Землю образцы предположительно прибудут в 2031-м.

На борту «Персеверанса» размещён роботизированный вертолёт-разведчик «Инженьюити» (Ingenuity), который будет искать возможные цели на поверхности Марса для последующего передвижения марсохода.

Это первый летательный аппарат, который будет работать в атмосфере другой планеты (не считая аэростатов в атмосфере Венеры). По результатам работы вертолёта, будет оценена перспективность данной технологии.

И ещё одна деталь американской миссии. На марсоходе размещён микрочип, на котором записаны имена 10.932.295 землян, решивших «вписать своё имя» в историю освоения Марса. Все они заполнили специальную форму на сайте американского аэрокосмического ведомства и вместе с «Персеверанс» отправились на Красную планету.

4.Грунт взят: миссия OSIRISRex

20 октября 2020 года был произведён успешный забор грунта с поверхности астероида (101955) Бенну. Сделать это удалось прибывшей к малой планете десятью месяцами ранее американской межпланетной станции OSIRIS-Rex (от англ. Origins Spectral Interpretation Resource Identification Security Regolith Explorer — «исследования методами спектральной идентификации происхождения элементного состава реголита).

Космический аппарат стартовал с Земли 8 сентября 2016 года. Для перелёта к месту назначения ему потребовалось два года, на орбиту вокруг астероида он вышел в последний день 2018 года. Бенну стал самым маленьким (диаметр астероида 560 метров) из небесных тел, «получившим» собственный искусственный спутник.

Несколько месяцев шло изучение малой планеты с близкого расстояния, а 20 октября минувшего года произошёл контакт станции с астероидом, во время которого и состоялся забор образцов грунта. Эта операция производилась с помощью устройства, состоявшего из блока забора проб и раскладного манипулятора длиной 3,35 метра, который позволил установить пробоотборник на поверхность астероида, не осуществляя посадку всего аппарата на его поверхности. Для облегчения процесса сбора проб реголит переносился в ловушку при помощи сжатого азота, запас которого находился на зонде. Весь процесс документировался одной из трёх бортовых камер.

По предварительным оценкам, собрано гораздо больше образцов грунта, чем планировалось. В результате некоторое количество осколков стало вылетать из контейнера. Это удалось выяснить фотографированием блока. Чтобы сохранить вещество и не растерять его по дороге, было решено не выполнять так называемые «повороты Осириса», запланированные для определения массы забранного материала, а упаковать блок в капсулу и на этом операцию завершить. Так и поступили. Каков истинный вес собранных образцов, выяснится уже на Земле.

Спустя несколько дней, выполнив своё главное задание, возвращаемый аппарат станции отправился в сторону дома. Его посадка в штате Юта запланирована на 2023 год.

5. Грунт прибыл: миссия «Хаябусы-2»

И ещё об астероидах.

В конце 2020 года завершилась миссия (хотя правильнее сказать, завершился очередной этап миссии) японского межпланетного зонда «Хаябуса-2» (はやぶさ2). Вечером 5 декабря от зонда отделился спускаемый аппарат, который спустя несколько часов приземлился на полигоне Вумера в Австралии. На Землю были доставлены образцы грунта с поверхности небольшого астероида (162173) Рюгу.

Эта малая планета была открыта в 1999 году, но своё официальное название получила только в октябре 2015-го, когда миссия «Хаябусы-2» уже началась. Диаметр астероида оценивается в 920 метров. В перигелии орбита Рюгу заходит внутрь орбиты Земли, а в афелии касается орбиты Марса.

Миссия «Хаябусы-2» началась 3 декабря 2014 года запуском зонда с космодрома Танегасима. В окрестности астероида Рюгу космический аппарат прибыл летом 2018 года, через четыре года после старта.

Самое интересное началось 21 сентября того же года, когда были сброшены подпрыгивающие посадочные модули-роботы «Ровер-1А» и «Ровер-1Б» (Rover-1A & Rover-1B). Они опустились на поверхность и передали оттуда первые снимки мира Рюгу.

3 октября на астероид совершил посадку модуль MASCOT (Mobile Asteroid Surface Scout — «Мобильный исследователь поверхности астероида»), разработанный и изготовленный специалистами германского и французского космических агентств. Робот проработал на поверхности небесного тела более 17 часов. За это время модуль трижды менял своё местоположение, успешно выполнил запланированные исследования состава грунта и свойств астероида. Собранные данные были переданы на орбитальный аппарат.

22 февраля 2019 года зонд опустился на относительно ровную шестиметровую посадку 900-метрового астероида. Затем последовал выстрел в поверхность стержнями из тантала. Образовавшиеся в результате соударения осколки были собраны специальными ковшами. Собрав образцы, «Хаябуса-2» вновь отправился на орбиту вокруг небесного тела.

5 апреля на поверхность астероида с высоты 500 метров был сброшен 4,5-килограммовый заряд взрывчатки. При соударении произошёл взрыв, который образовал на поверхности небольшой кратер.

11 июля зонд повторно сел на астероид в 20 метрах от рукотворного кратера и собрал осколки, которые были выброшены из глубины небесного тела на его поверхность.

В ноябре 2019 года «Хаябуса-2» завершил изучение астроида Рюгу и взял курс на Землю. Перелёт занял год с лишним и завершился успешной посадкой капсулы с образцами.

Теперь с соблюдением всех мер предосторожности предстоит вскрыть капсулу, извлечь образцы и изучить их. На это уйдет довольно много времени. Но специалисты полагают, что их ожидания оправдаются и они узнают много нового из истории возникновения Солнечной системы.

А сам зонд, сбросив возвращаемый аппарат, совершил маневр в гравитационном поле Земли и отправился дальше, к «новым рубежам». В июле 2026 года ему предстоит пролететь близ астероида (98943) 2001 СС21, а в июле 2031 года — сблизиться с астероидом 1998 KY26. Если всё получится, то и на эту малую планету «Хаябуса-2» совершит посадку.

6. Созвездие «Старлинков»

В минувшем году на околоземной орбите появились сотни спутников системы «Старлинк» (Starlink), создаваемой Илоном Маском (Elon Muck). Точнее — космических аппаратов этого типа было запущено 835. А всего до середины десятилетия планируется вывести на орбиту около 12 тысяч (!) спутников этого созвездия. Уже ведутся разговоры о дополнении системы ещё 30 тысячами (!) космических аппаратов. Если это случится, через 10 лет вокруг Земли будет не протолкнуться.

Система «Старлинк» — глобальная спутниковая система, разворачиваемая компанией «Спейс-Экс» для обеспечения высокоскоростным широкополосным доступом в интернет в местах, где он был ненадёжным, дорогим или полностью недоступным.

Разработка проекта началась в 2015 году, а два первых экспериментальных аппарата были запущены в 2018-м. В мае 2019-го состоялся запуск первых 60 аппаратов-прототипов, а в ноябре того же года началось полномасштабное развёртывание спутниковой группировки.

В 2020 году было прорведено 14 запусков, в каждом из которых на орбиту выводилось по 60 спутников (в трёх запусках число «Старлинков» было чуть меньше, два раза — по 58 и один раз — 57). Хотя в манифесте компании «Спейс-Экс» на 2020 год значились 24 пуска. Но в минувшем году у компании было очень много другой работы. Так что задержка в запусках вполне объяснима.

Спутники «Старлинк» оснащены электростатическими двигателями, работающими на эффекте Холла, с использованием криптона. Собственные двигатели позволяют спутникам подниматься на орбиту, маневрировать в космосе и сходить с орбиты в конце срока функционирования. Масса спутников — 260 килограммов, форма — в виде плоской панели. На каждом аппарате установлена одна солнечная батарея, четыре фазированные решётки, датчики ориентации по звёздам.

Согласно прогнозу, система «Старлинк» обеспечит до 50 процентов всего интернет-трафика.

Система не будет напрямую подключаться от своих спутников к телефонам, в отличие от систем связи «Иридиум» (Iridium), «Глобалстар» (Globalstar) и других. Вместо этого она будет привязана к пользовательским терминалам размером с коробку пиццы, которые будут иметь фазированные антенные решётки и отслеживать спутники. Терминалы можно установить везде, откуда они могут видеть спутники напрямую.

Система «Старлинк» не единственная, которую планируется развернуть в ближайшее время для широкополосного доступа к Интернету.

Также в 2020 году начались запуски британских спутников «ВанВэб» (OneWeb). Правда, удалось запустить гораздо меньше космических аппаратов, чем планировалось, —компания «ВанВэб» неожиданно обанкротилась. Сейчас она сменила владельцев, и старты возобновляются. Но как дела будут складываться дальше, пока неясно.

Планы развёртывания многоспутниковых систем имеют Китай и Россия.

Возможно, китайцы начнут запускать свои спутники уже в 2021 году. Для этого у них есть все возможности. Да и экспериментальные космические аппараты уже проходят лётные испытания.

России для начала развёртывания спутниковой группировки «Сфера» из 600 спутников потребуется гораздо больше времени. Да и то, если в Роскосмосе «не изменится концепция» и не появится ещё более глобальный прожект с тысячами спутников, которые ещё предстоит разработать.

Но вряд ли какой-либо из этих проектов сможет конкурировать по глобальности охвата с системой «Старлинк». Уж очень ретиво Илон Маск взялся за дело.

7. Для исследования Солнца

В минувшем году пополнилась эскадра земных аппаратов, предназначенных для изучения Солнца — стартовала европейско-американская миссия «Солар Орбитер» (Solar Orbiter). Это первая миссия среднего класса «Космик Визион» (Cosmic Visio) и третья программа фундаментальных космических исследований Европейского космического агентства на 2015-2025 годы.

Предполагается, что «Солар Орбитер» выйдет на эллиптическую гелиоцентрическую орбиту с большим наклонением и перигелием внутри орбиты Меркурия. Но на это ему потребуются 3,5 года и неоднократные манёвры в гравитационных полях Земли и Венеры. Первый из них состоялся 27 декабря прошлого года.

Цель миссии — проведение исследований Солнца и его внутренней гелиосферы с высоким разрешением.

Космический аппарат будет приближаться к светилу каждые шесть месяцев.  Орбита будет сформирована таким образом, чтобы «Солар Орбитер» многократно проходил над одними и теми же областями на Солнце, что позволит их повторно исследовать.

Расчётный срок работы аппарата — 7 лет. В этот период планируется за счёт гравитационного поля Венеры поднять наклонение орбиты аппарата от 0° до 24°. Если же миссия будет продлена, то наклонение орбиты может быть увеличено до 33°.

Такое наклонение позволит наблюдать полярные области Солнца, недоступные с Земли и других мест эклиптики. Космический аппарат будет выполнять детальные измерения внутренней гелиосферы и зарождающегося солнечного ветра, а также вести наблюдения полярных областей Солнца, которые трудно делать с Земли. Все эти исследования помогут ответить на вопрос: «Как Солнце создает и контролирует гелиосферу?».

Планируется, что «Солар Орбитер» будет вести совместные исследования с американским солнечным зондом «Паркер» (Parker), находящимся на гелиоцентрической орбите с 2018 года.

8. Второй полёт тяжёлой «Ангары»

На исходе минувшего года состоялся долгожданный полёт «Ангары». Второй в рамках лётных испытаний. К счастью, всё прошло благополучно, и на геостационарную орбиту был выведет макет полезной нагрузки.

Всё бы хорошо, если бы не ряд «но».

Во-первых, этот полёт, рядовой с точки зрения развития космонавтики, стал самым крупным достижением отечественной космонавтики в 2020 году. Больше нам похвастаться нечем. И это в то время, когда другие страны продемонстрировали действительно впечатляющие вещи.

Во-вторых, настораживает срок, прошедший со времени первого пуска этого нового российского носителя. Шесть лет! Когда-то за такое время разрабатывали новые ракеты «с нуля». А теперь они летают раз в шесть лет. И считаются новыми.

В-третьих, в 2020 году вдруг выяснилось, что первый пуск тяжёлой «Ангары»           в 2014-м был не таким уж успешным, как об этом тогда сообщалось. Оказывается, к ракете были «серьёзные замечания». Например, в тот раз не удалось вывести на геостационарную орбиту полезную нагрузку той массы, которая была указана в техническом задании. В результате ракету пришлось дорабатывать. На что и ушло шесть лет. Ничего себе «пельмешек»!

Конечно, «Ангару» научат летать. Слишком много денег в неё вложено, чтобы отказаться от ракеты. Вот только уверенности в том, что она поможет России стать лидером в космосе, у меня почему-то нет.

9.Система «Бейдоу» стала глобальной

Запуск китайской навигационной системы «Бейдоу-3» (北斗三号) на фоне других достижений китайской космонавтики прошёл практически незамеченным. Однако это событие имеет (и будет иметь в будущем) довольно большое значение. У российского ГЛОНАССа, американской GPS и европейской «Галилео» (Galileo) появился сильный конкурент, который будет активно продвигать свою разработку.

Впрочем, не будем спешить. Пока китайцы ограничивают свою навигационную экспансию азиатским регионом. Но уже идут переговоры со странами арабского мира, рядом африканских государств, странами СНГ. С Россией китайцы договорились о совместном использовании двух навигационных систем — ГЛОНАСС и «Бейдоу». Кстати, китайские интересы простираются и на арктический регион, что может стать камнем преткновения в отношениях между нашими странами.

Глобальная система «Бейдоу» включает в себя 35 космических аппаратов (по другим источникам — 36 и даже 37). Пять спутников находятся на геостационарной орбите, три — на геосинхронной, 27 — на средней орбите. Несколько спутников, возможно, составят орбитальный резерв.

Первые запуски спутников «Бейдоу-3» начались в 2015 году и с различной интенсивностью продолжались четыре следующих года. Особенно много — 18 спутников — вывели на орбиту в 2018-м.

Ну, а закончили китайцы эту пусковую кампанию весной прошлого года. Три месяца — и систему запустили. Теперь будем наблюдать за её становлением.

 

10. Аварийный год

Такого количества неудачных стартов — 10 — не было уже давно. В последний раз сходную аварийную статистику зафиксировали в 1971 году, когда разбились 13 ракет. Но полвека назад это было объяснимо — мировая космонавтика завершала первый период освоения космического пространства и училась на собственных ошибках.

Впрочем, и нынешнему аварийному обилию есть кое-какие логические объяснения.

Во-первых, большая часть прошлогодних аварий произошла с ракетами, создаваемыми частными компаниями. Не все эти компании имеют достаточный опыт разработки сложной ракетно-космической техники.

К тому же среди частников идёт жёсткая конкуренция за рынок пусковых услуг. Особенно в классе лёгких носителей. Зачастую они торопятся с лётными испытаниями. А сырая техника имеет стремление подводить своих создателей.

А, во-вторых, — и от этого никуда не деться — косвенно на рост аварийности повлияла пандемия COVID-19. Те меры, которые пришлось принять, чтобы защитить сотрудников от болезни, оказали на людей мощное психологическое воздействие. И помешали с должным вниманием относиться к своей работе.

Сочетание этих причин — малого опыта, жёсткой конкуренции и человеческого фактора — в итоге привело к тому, что 10 носителей потерпели аварии и не смогли выполнить свою задачу — доставить полезную нагрузку на орбиту.

Можно порадоваться, что российскую космонавтику сия горькая чаша в прошлом году миновала — все ракеты выполнили свою задачу.

Наш период безаварийности продолжается уже более двух лет. И, дай Бог, продлится ещё долго.

Коль скоро речь зашла о неприятностях, надо отметить, что никакая космическая техника не застрахована от аварий. Даже отлаженная и ранее хорошо себя зарекомендовавшая. Это ярко продемонстрировали и уже летавшие много лет ракеты — европейская «Вега» (Vega) и китайская “Чанчжэн-3В” (長征三號乙). Обе в 2020-м потерпели по одной аварии.

И всё-таки успешно отлетали гораздо больше ракет. В том числе новых.

 

 

II. Пилотируемая космонавтика

 

В ушедшем году стартовали четыре пилотируемых космических корабля. Это на один запуск больше, чем годом раньше.

Если количество запусков изменилось незначительно, то внутренняя структура пилотируемых стартов скорректировалась существенно. Если в 2019 году все корабли были российского производства, то в 2020-м — изготовленные и в России, и в США. Два старта состоялись с космодрома Байконур в Казахстане, а два — из Космического центра имени Кеннеди на мысе Канаверал (шт. Флорида, США).

Кроме того, в феврале и в апреле 2020 года завершились полёты кораблей «Союз МС-13» и «Союз МС-15», начатые ещё в 2019 году. На этих кораблях отправились в полёт и  возвратились на Землю Александр Александрович Скворцов, Лука Салво Пармитано (Luca Salvo Parmitano), Эндрю Ричард Морган (Andrew Richard Morgan), Олег Иванович Скрипочка и Джессика Ульрика Меир (Jessica Ulrika Meir),. На борту «Союза МС-13» на Землю также возвратилась Кристина Мэри Хэммок Кох (Christina Marie Hammock Koch), стартовавшая ещё на корабле «Союз МС-12». А в октябре и в ноябре были запущены корабли «Союз МС-17» и «Резилианс», экипажи которых должны вернуться на Землю в этом году.

Впервые за последнее десятилетие приходится отмечать, что возможностью регулярно отправлять людей в космос обладает не только Россия, но и США. Китайские запуски пилотируемых кораблей по-прежнему носят эпизодический характер.

Всего за 59 с лишним лет пилотируемых космических полётов было выполнено 320 успешных запусков кораблей с космонавтами на борту: 165 — в США, 149 — в СССР (России), 6 — в Китае.

 

2.1. Пилотируемые полёты

КК «Союз МС-16» стартовал с космодрома Байконур (31-я площадка) 9 апреля. На его борту находились космонавты Анатолий Алексеевич Иванишин (Россия, 3-й полёт в космос), Иван Викторович Вагнер (Россия, 1-й полёт в космос) и Кристофер Джон Кэссиди (Christopher John Cassidy) (США, 3-й полёт в космос).

Полёт проходил по программе 62/63-й основных экспедиций.

На Землю космонавты возвратились 22 октября на корабле «Союз МС-16».

 

КК «Индевор» (Endeavour) стартовал из Космического центра имени Кеннеди (площадка LC-39A) 30 мая. На его борту находились космонавты Даглас Джеральд Хёрли (Douglas Gerald Hurley) (США, 3-й полёт в космос) и Роберт Луис Бенкен (Robert Louis Behnken) (США, 3-й полёт в космос).

Это был первый полёт корабля «Крю Дрэгон» в пилотируемом режиме, и он носил испытательный характер. Несмотря на это, космонавты два месяца проработали на борту МКС в составе 63-й основной экспедиции.

На Землю космонавты возвратились 2 августа.

 

КК «Союз МС-17» стартовал с космодрома Байконур (31-я площадка) 14 октября. На его борту находились космонавты Сергей Николаевич Рыжиков (Россия, 2-й полёт в космос), Сергей Владимирович Кудь-Сверчков (Россия, 1-й полёт в космос) и Кэтлин Хейлиси Рубинс (Kathleen Hallisey Rubins) (США, 2-й полёт в космос).

Полёт проходил по программе 63/64-й основных экспедиций.

На Землю космонавты должны возвратиться весной 2021 года.

 

КК «Резилианс» (Resilence) стартовал из Космического центра имени Кеннеди (площадка LC-39A) 16 ноября. На его борту находились космонавты Майкл Скотт Хопкинс (Michael Scott Hopkins) (США, 2-й полёт в космос), Виктор Джероме Гловер (Victor Jerome Glover), Соёти Ногути (野口 聡) (Япония, 3-й полёт в космос) и Шэннон Бейкер Уолкер (Shannon Baker Walker) (США, 2-й полёт в космос).

Первый эксплуатационный полёт корабля «Крю Дрэгон». На борту МКС космонавты работали в составе 64-й основной экспедиции.

На Землю космонавты должны возвратиться весной 2021 года.

 

2.2. Космонавты

На околоземной орбите в 2020 году работали 18 космонавтов. Это существенно больше, чем годом ранее, когда на орбите трудились 11 космонавтов.

Из тех, кто побывал на орбите в минувшем году, шестеро имели российское гражданство, десять — американское, по одному — японское и итальянское.

В 2020 году в космос отправились трое «новичков»: россияне Иван Вагнер и Сергей Кудь-Сверчков, а также американец Виктор Гловер.

Среди тех, кто работал на орбите в минувшем году, были четыре женщины: Кристина Кох, Джессика Меир, Кэтлин Рубинс и Шэннон Уолкер. Все — американки.

Семеро космонавтов (больше, чем обычно) встретили наступление 2021 года на околоземной орбите. Это — россияне Сергей Рыжиков и Сергей Кудь-Сверчков, американцы Кэтлин Рубинс, Майкл Хопкинс, Виктор Гловер и Шэннон Уолкер, а также японец Соёти Ногути. Их возвращение на Землю ожидается весной наступившего года.

Продолжительность полётов космонавтов в 2020 году в порядке убывания приведена в таблице 1 (для тех, кто стартовал в 2019 году, а возвратился на Землю в 2020 году, и для тех, кто завершит полёт только в 2021 году, указано только время налёта в 2020 году):

 

Таблица 1

№№

п/п

Фамилия, имя, отчество Продолжительность пребывания в космосе
1 Анатолий Алексеевич Иванишин 195:18:49:06
2 Иван Викторович Вагнер 195:18:49:06
3 Кристофер Джон Кэссиди 195:18:49:06
4 Олег Иванович Скрипочка 106:05:16:43
5 Джессика Ульрика Меир 106:05:16:43
6 Эндрю Ричард Морган 106:05:16:43
7 Сергей Николаевич Рыжиков 078:18:14:55
8 Сергей Владимирович Кудь-Сверчков 078:18:14:55
9 Кэтлин Хейлиси Рубинс 078:18:14:55
10 Даглас Джеральд Хёрли 063:23:25:03
11 Роберт Луис Бенкен 063:23:25:03
12 Майкл Скотт Хопкинс 045:23:32:43
13 Виктор Джероме Гловер 045:23:32:43
14 Соёти Ногути 045:23:32:43
15 Шэннон Бейкер Уолкер 045:23:32:43
16 Кристина Мэри Хэммок Кох 036:09:12:45
17 Александр Александрович Скворцов 036:09:12:45
18 Лука Салво Пармитано 036:09:12:45

 

Общий налёт в 2020 году составил 1563,3 человека-дня (4,28 человека-лет). Это почти на один человеко-год меньше, чем в 2019 году. Столь значительное сокращение связано с тем, что покупать места на российских «Союзах» американцы прекращают, а «Крю Дрэгон» вступил в эксплуатацию позднее, чем ожидалось.

А всего за период с 1961 по 2020 год включительно земляне пробыли в космосе 154,83 человеко-лет.

По состоянию на 1 января 2021 года в орбитальных космических полётах приняли участие 565 человек из 38 стран. Из числа летавших в космос, 502 мужчин и 63 женщины.

 

*             *             *

 

И вновь о потерях среди космонавтов.

В 2020 году ушли из жизни американцы Альфред Меррилл Уорден (Alfred Merrill Worden) и Джеральд Пол Карр (Gerald Paul Carr). И Уорден, и Карр — представители тех легендарных 1960-1970-х годов, которые золотыми буквами вписаны в историю освоения космоса.

 

Альфред Меррилл Уорден, 54-й космонавт мира, 29-й космонавт США, родился 7 февраля 1932 года в городе Джексон (штат Мичиган, США). Награждён медалью НАСА «За выдающиеся заслуги» (1971). Его имя внесено в списки Международного зала космической славы и Зала славы американских астронавтов. Писал стихи. Некоторые его произведения были опубликованы, а также положены на музыку. Скончался 18 марта 2020 года.

Джеральд Пол Карр, 66-й космонавт мира, 39-й космонавт США, родился 22 августа 1932 года в городе Денвер (штат Колорадо, США). Награждён медалью Вооружённых Сил «За участие в экспедиционных силах», медалью КМП «За участие в экспедиционных силах» (1971), медалью ВМС «За выдающиеся заслуги» (1974), памятной медалью «За службу по защите нации», медалью НАСА «За выдающиеся заслуги» (1974), Золотой медалью города Чикаго (1974), Золотой медалью города Нью-Йорк (1974), медалью НАСА «За космический полёт» (1974), дипломом имени В.М. Комарова Международной авиационной федерации (1974)… Его имя внесено в списки Международного зала космической славы и Зала славы американских астронавтов (1997). Именем Карра названа средняя школа в городе Санта-Анна.

 

2.3. РЕКОРДЫ

Таблица 2

 

Абсолютные мировые космические рекорды

(по состоянию на 1 января 2021 года)

Самый продолжительный космический полёт 437 дн. 17 час. 58 мин. 32 с Валерий Поляков, Россия 08.01.1994 – 22.03.1995
Суммарная продолжительность космических полётов 878 дн. 11 час. 29 мин. 51 с Геннадий Падалка, Россия 5 полётов, 1998-2015
Наибольшее количество выходов в открытый космос, совершенных одним космонавтом 16 Анатолий Соловьев, Россия 1992-1998 гг.
Самый продолжительный выход в открытый космос 8 час. 56 мин. Джеймс Восс (англ. James Voss), Сьюзен Хелмс (англ. Susan Helms), США 11.03.2001
Суммарная продолжительность выходов в открытый космос, совершённых одним космонавтом 78 час. 32 мин. Анатолий Соловьев, Россия 16 выходов, 1992-1998 гг.
Наибольшее количество космических полётов 7 Джерри Росс (англ. Jerry Ross), Франклин Чанг-Диас (англ. Franklin Chang-Diaz), США
Наибольшая продолжительность пребывания космонавтов на поверхности Луны 3 дн. 19 час. 59 мин. 40 с. Юджин Сернан, Харрисон Шмитт, США 11-14.12.1972
Самый длительный выход на поверхность Луны 7 час. 36 мин. 54 с. Юджин Сернан, Харрисон Шмитт, США 13.12.1972
Суммарная продолжительность работы на поверхности Луны вне кабины аппарата 22 час. 3 мин. 57 с. Юджин Сернан, Харрисон Шмитт, США 3 выхода
Максимальная высота подъема летательного аппарата при совершении суборбитального полёта 112,1 км Брайан Бинни (англ. Brian Benni), «СпейсШипВан» (англ. SpaceShipOne), США 04.10.2004

 

Из-за сложной эпидемиологической ситуации трудно было рассчитывать на новые достижения в пилотируемой космонавтике. Их и не было.

Можно отметить лишь одно достижение: в момент наступления нового 2021 года (по Гринвичу) исполнилось 7366 дней 16 часов 7 минут 13 секунд непрерывного нахождения людей в космосе. В более удобоваримом варианте — это более 20 лет. Именно столько работают экипажи основных экспедиций, сменяя друг друга. И в минувшем году преемственность удалось сохранить, несмотря на все трудности.

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

пять × пять =