Мысли вразброд. Для кого-то кнут — самый сладкий пряник

Сергей Ачильдиев
Январь14/ 2021

Один мой знакомый говорил: «Многие читают книжки, чтобы выковыривать оттуда всякие фразочки, как изюм из булки. Так не проще ли купить изюм?» Ну, и кто прав — мой знакомый или любители булок с изюмом?

Общество

Там, где есть предрассудки, нет места рассудку.

 

Всякая стабильность беременна перестройкой.

 

Традиции настоящего — это пережитки прошлого.

 

Прогресс — это измена традициям.

 

Маленький злодей — злодей, большой — вождь.

 

Где истоки российского мессианизма, который был свойствен всем — западникам, славянофилам, либералам, консерваторам, кадетам, большевикам и даже, кажется, левым эсерам? В огромности России? В неудовлетворённых амбициях россиян — амбициях, основанных на той же огромности страны и неудовлетворённости родной историей? Или в чувстве оторванности от Европы и в многовековом, но до сих пор нереализованном желании войти в этот западный мир, только не как младший, заимствующий то, чего старший уже добился, а на равных?

Или, может быть, это всё тот же поиск своей национальной идентичности, ускользающей, словно линия горизонта?..

 

Глупость, овладев массами, становится мудростью.

 

То, что вовремя не решается силами интеллекта, потом решается тёмными силами.

 

Сила идеалов выше идеалов силы.

 

История

Да, История не знает сослагательного наклонения. Но историки без него не более, чем летописцы.

 

История — не поезд. Она не идёт по заранее проложенным рельсам, а тем более по расписанию.

 

Десять заповедей — это, казалось бы, свод запретов, ограничивающих свободы. Но на деле, наоборот, эти запреты сделали человека намного свободнее. Если ты знаешь, что всем запрещено убивать, красть, прелюбодействовать и т.д., а нарушителей покарает сам Господь, — это даёт тебе веру в то, что отныне твои права не нарушат безнаказанно.

 

Агрессивное прошлое  всегда стремится прорваться в будущее. И тогда вечно вчерашние могут стать сегодняшними.

 

Историческая справедливость не имеет исторической ценности.

 

Литература

Русская литература с конца XVIII века стояла на трёх китах — нравственности, социальности и духовном учительстве. Можно до хрипоты спорить, хорошо это или плохо, но факт есть факт: благодаря тому триединству отечественная литература переросла рамки беллетристики и стала мировой классикой.

 

Вот две строки Александра Блока: «он весь дитя добра и света. / Он весь свободы торжество». Они — не что иное, как ещё одно доказательство того, насколько у русских классиков всё безупречно точно в каждой фразе и каждом слове. Да, именно добрый и светлый человек всегда внутренне свободен. Тот, кто не ощущает своей внутренней свободы, не способен быть светлым и добрым.

 

Есть много разных патриотизмов — чиновничий, послушно-восторженный, бездумный, профессиональный, казённый, националистический… Но истинный только один. Тот, что у Чаадаева с его «Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами», у Лермонтова с его «Прощай, немытая Россия», у Некрасова с его «То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть», у Льва Толстого с его «скрытой теплотой патриотизма». А ещё — у Гоголя, Герцена, Чернышевского и прочих классиков, которых те самые псевдопатриоты называли «очернителями нашей действительности».

Достаточно вспомнить некоего В. Бедина, в предвоенные годы секретаря по пропаганде Ленинградского обкома ВКП(б). Прочитав строки Анны Ахматовой —

Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда,

Как жёлтый одуванчик у забора,

Как лопухи и лебеда, —

Он начертал резолюцию: «Надо писать о полезных злаках, о ржи, о пшенице, а не о сорняках…»

 

Человек

Каждый сидит перед своим телевизором, но все — в общей толпе.

 

И любовь может приносить прибыль, если это любовь к начальству.

 

Нолики сами на себе ставят крестики.

 

Для кого-то кнут — самый сладкий пряник.

 

Даже в десятке лучших всегда найдётся своя шестёрка.

 

Вершина всякой карьеры одна — выход на пенсию.

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

1 × пять =