Кофе и женщина по-восточному

Борис Подопригора
Февраль13/ 2021

Валентинов день (День всех влюблённых) отмечают в основном на Западе. В большинстве стран Азии отношения между полами другие, к тому же они ассоциируются с… кофе. И вот почему…

 

В каждой стране Востока рецепт приготовления кофе и способ ухаживания неповторимо индивидуальны. Только на родине напитка — в Эфиопии — День кофе совмещён с праздником всяческого плодородия. Кстати, слово «кофе», будучи самым интернациональным (даже по-китайски оно — «кафэй»), на своей родине звучит как «буна» и вдобавок означает страсть.

Впрочем, пора, наконец, от кофе перейти всё же к женской теме. Тем более, как бы автор ни был пристрастен к «капучино», его пристрастие к изящной незнакомке, сидящей напротив за тем же столиком, всегда было куда сильнее.

Так вот, несмотря на то, что в разных странах день красоты и любви именуют по-своему и отмечают в разные дни, этот день со времён древнеримской богини Юноны редко с чем-либо совмещается и одинаково чтится во всех культурах.

Хануме, Вы — чары, уют, утешенье,

сочный оазис, в пустыне родник.

Ваш приход и уход такое имеет значенье,

словно солнечный блик,

заглянувший на миг.

В этом пятистишии Омара Хайяма —  высшая поэтическая оценка прекрасной мусульманки.

Но проза жизни отличается от поэзии и на Востоке. Жена для мусульманина — воистину сокровище, ведь за неё уплачен солидный калым, минимум десяток баранов. Поэтому далеко не каждому Аллах дарует чары дозволенных четырёх спутниц жизни. А порой так хочется породниться с влиятельным семейством или просто «напиться из родника» в благословенно солнечную весну.

Однако ещё сложнее, если жениться не собираешься, но обязан. А такое бывает… Некто заскочил к брату в офис и на лестнице столкнулся с «шахризадой». Уточню: лицом к лицу. А она, трепетно сбегавшая по ступенькам, просто не успела что-то прикрыть — кажется, ногу выше щиколотки. Да ещё и упала. Вдобавок кто-то третий это узрел.

Хорошо, если это первая любовь с такого же взгляда. Ну, а если дело — не в глубине нахлынувших чувств, а лишь в узости лестничного проема? Тогда собирай подарок (например, корзину с сезонной снедью) и смиренно вручи его родственникам незнакомки, да так, чтобы о расширенной картине событий никто не узнал. В противном случае будешь, как миленький, собирать калым. А не то подойдут её братья…

Впрочем, когда Он — высокороден и богат, а Она — не очень, договориться можно. Но если наоборот, моли о милости. И не только Аллаха.

А как же сама незнакомка? Ей уже 14 лет, и родители вздыхают: «Как трудно жить!» Да и старшая замужняя сестра хвастается золотой заколкой… Мужа, конечно, посылает Аллах, но он и сам должен немало. Как минимум — а) обеспечивать семейный быт; б) удовлетворять разносторонние женские запросы, включая, обязательные по пятницам; в) не реже раза в месяц дарить жене украшения или в худшем случае сласти (не повторяющиеся из недели в неделю); г) регулировать её непростые отношения с многочисленными родственниками, а также с другими жёнами.

О запросах следует сказать особо. Мусульманка безропотна и скромна только с виду. Но только не по части косметики, одежды (не только верхней), тех же подарков (не только для неё, но и для её родителей и особенно младших сестёр).

К примеру, моя жена, будучи замужем за востоковедом-практиком, вынесла, по её собственному признанию, незабываемый опыт из женского свадебного застолья дочерей Востока. Так, в довоенной ещё Сирии гостьи, включая старших жён, явились на «девичник» закутанные в однообразные одеяния и с многочисленными детьми. А потом вдруг из «коконов выпорхнули бабочки» — благоуханные и весёлые, лучезарно откровенные в одеждах, воспоминаниях и намёках. Детишки от трёх до семи лет оказались одетыми соответственно — в свадебные «фраки» и платья, украшенные драгоценной мишурой, и с восточным подобием фаты. Совсем как заглянувшая на этот девичник невеста, которая без повседневного «кокона» мало чем отличалась от европейских современниц.

Перед уходом невесты всем подали кофе. Но ей — с каким-то «мобилизующим» ореховым настоем. Для «вдохновения, чар и уюта»…

Вообще-то, первое знакомство молодых обычно происходит, конечно, не случайно, а благодаря многочисленным родственникам и с согласованием материального благополучия «двух любящих сердец».

…Впрочем, теперешние, к примеру, китаянки живут одновременно в двух мирах. В прошлом, насчитывающем четыре тысячелетия, и нынешнем, которому всего несколько десятилетий.

Многовековое «цзёу лень» — «спасай лицо» сталкивается со жгучим желанием что-нибудь отчебучить, показать себя «цивилизованной», а значит, раскрепощённой, как того требует время. Граница же между общепринятым и тем, что считается странным, ещё не выкристаллизовалась. Это хорошо видно на примере всё той же неотлучной кофейной темы. Пить с молодым человеком чай для китаянки привычно, колу или пиво — немного по-молодёжному, но не зазорно, а вот кофе… — не слишком ли интимно?

И всё же китаянка силится перехитрить прошлое. Хотя бы до замужества. Её дискотечный образ — джинсы и пёстрая блузка на абсолютно девичьей фигуре, лицо, выбеленное бог знает чем, каштановые кудри, обильная контрастная косметика, монотонные однообразные танцевальные движения «восьмёркой» и почти обязательные две-три фразы на трудно узнаваемом английском.

— Вы — русский? — секундное изумление. — А почему вы одеты, как американец?

В базарную суету хитрющая китаянка вписывается куда естественней:

— Лай-лай, май-май, доу и куай! (Подходи, покупай, всё — по юаню!)

В Китае салонов брачной одежды кратно больше, чем даже китайских ресторанов-кафешек у нас. Обилием родственников и тостов свадьба напоминает нашу кавказскую. Но, пожалуй, только китайцы умеют так торжественно преподнести первый публичный выход жениха и невесты. Когда молодые проходят под гигантскими спаренными иероглифами «шуан си» («счастье вдвоём»), замолкают все голоса, наворачиваются слёзы, и хочется пройти вслед за молодыми.

Чтобы утишить это желание, вам подадут одну из многочисленных водок. Кто сказал, что 40-45 градусов — оптимальный вариант? в Китае — 53! В том числе водки, настоянные на сперме тигра.

Вот только кофе на свадьбах не подаётся. Если, конечно, не попросит гость.

Сквозь семейные будни проступает главный вопрос: когда родить — сразу или когда семья встанет на ноги? Завести второго ребёнка долгое время разрешалось лишь при втором браке, вообще говоря, не поощряемом. Исключение делается для большинства из 55 национальных меньшинств, благо межнациональных браков относительно мало. Но куда деваться, если уже при первых родах — двойня или тройня? Нарушителей — без формальных претензий — наказывают юанем.

Сегодня власти смотрят на «сверхлимитного» ребёнка не так строго, как прежде. Тем не менее, потом за него придётся всюду платить — это только для «лимитных» китайских детей образование, медицинское и прочее обеспечение бесплатны. Бывает, что могут поставить под сомнение и плановое улучшение жилищных условий…

В общем, сегодня китайской молодой семье живётся  гораздо легче, чем в прошлые времена, но проблем всё равно хватает.

…Ах, совсем забыл объяснить, почему кофе — по-китайски «интимный» напиток. Дело в том, что, в отличие от многих других стран Востока, его подают в основном женщины. И к тому же — мужчинам.

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

5 × пять =