15 марта 1962 года президент США Джон Кеннеди провозгласил основные права потребителя. В 1983-м этот день стал Всемирным праздником. Но почему многие до сих пор ругают общество потребления?
А о морали и природе вы подумали?
Мне не дано предугадать, где вы читаете эти строки.
Возможно, вы держите в руке смартфон, несясь в грохочущем вагоне метро, пытаясь отвлечься от страха в приёмной у дантиста или маясь в неудобном кресле автобуса дальнего следования? А может, сидите перед большим дисплеем компьютера у себя на службе или дома за письменным столом?..
Но где бы вы сейчас ни были, вы потребляете множество товаров и услуг, которые вам продали другие люди. Это — здание, в котором вы находитесь, электро- и теплоэнергия, вагон метро (если речь всё-таки о нём), кресло, стол, всё, во что вы одеты и обуты, часы на руке, макияж и украшения (если вы принадлежите к прекрасной половине человечества), ну, и, конечно, смартфон или стационарный компьютер, а также эти строки, которые я для вас написал.
А если в ближайшие выходные вы отправитесь на концерт, в театр, в музей или в картинную галерею, вы к тому же станете потребителем музыки, пения, картин, спектакля или артефактов прошлого. Конечно, так не говорят, правильно говорить, что вы слушали, смотрели, получали наслаждение… Но сути дела это не меняет.
Где бы мы ни находились и что бы ни делали — даже если спим или, простите, бездельничаем, — всегда и всюду мы что-то потребляем. От первого своего вздоха на этой Земле и до последнего.
С тех самых пор, как люди первобытного общества стали переходить к разделению труда, homo sapiens перестал быть только производителем, он к тому же стал и потребителем. При этом с каждым тысячелетием, а потом и с каждым столетием, десятилетием разнообразие потребляемого постоянно возрастало.
Но вот, начиная со второй половины ХХ века, всё больше людей принялись осуждать тех, кому нравится покупать. Недовольные утверждают, что быть потребителем аморально, а по отношению к природе просто преступно.
Равнение на американцев?
Один из первых и наиболее известных критиков общества потребления — французский культуролог и философ Жан Бодрийяр. Его книга, которая так и называлась — «Общество потребления» (1970), для многих по сей день служит манифестом борьбы с потребительством.
Обвинения, которые выдвинул Бодрийяр такому обществу, сводятся, по большому счёту, к следующему.
Во-первых, общество потребления постоянно увеличивает пропасть между богатыми и бедными.
Во-вторых, оно ведёт к расточительству, которого требуют не только предметы роскоши, но и чрезмерный выпуск товаров и услуг, не нужных даже покупателям со скромным достатком. Этот фактор Бодрийяр назвал «очевидностью излишка»
В-третьих, оно вызывает «опьянение покупкой», создавая у людей ложное ощущение своей значимости и даже успешности.
В-четвёртых, оно принуждает и приучает человека к зависимости от производителя и продавца, которые навязывают ему стиль и образ жизни, превращая индивидуальности в общеодинаковый стандарт.
Наконец, в-пятых, в таком обществе «искусство и развлечения смешиваются с повседневной жизнью», и «нет больше различия между высшим сортом бакалеи и галереей живописи, между “Плейбоем” и “Трактатом о палеонтологии”». А это не только аморально, но и опасно, поскольку уравнивает ценность искусства и науки с массовой культурой…
Со своей стороны, экологи бьют в набат: развитие потребительского общества уже привело к катастрофическим последствиям. Исчезли многие виды рыб, птиц, млекопитающих, варварски уничтожаются леса, отравляются и замусориваются водоёмы…
В морях и океанах плавают огромные острова отходов мусора и пластика. Самый большой такой остров — в северной части Тихого океана, он разросся уже до 524 тыс. квадратных миль — в два с лишним раза больше, чем площадь штата Техас (США). От 30 до 40 процентов производимых в мире продуктов питания не съедают — выбрасывают на помойку. Отходы промышленности уничтожают огромные регионы планеты.
Сегодня самый богатый потребитель в мире — американец. Если бы все земляне потребляли столько, сколько жители США, человечеству понадобились бы три таких планеты, как наша.
Смотрите не на других, а в зеркало!
Простите, но общество потребления во всех этих ужасах не виновато.
Во-первых, пропасть между богатыми и бедными увеличивается потому, что, по известному закону бизнеса, деньги делают деньги, тогда как бедные проживают своё ежемесячное пособие, а средний класс — зарплату. Но, слава Богу, реальность всё же не так пессимистична. В последние примерно полвека в экономически развитом мире ряды богатых пополняются не только и не столько за счёт сынков, сколько за счёт светлых голов — таких, как Сергей Брин с его Google или Джек Ма с его Alibaba.
Во-вторых, что значит «очевидность излишка»? Это в сравнении с чем — с доходами бедняков? Скажем, если у меня 10 костюмов — это «очевидный излишек»? А если восемь? или шесть? или три? Кто и по каким измерительным приборам определит, где норма? Что ж, может вернуться к сталинскому СССР, который с помощью карточной системы определял, сколько и кому можно приобретать пальто, ботинок и селёдок? Или к брежневским временам, когда почти на всех прилавках царствовал тотальный дефицит?
В-третьих, «опьянение покупкой» бывает разное. В одном случае оно очень даже полезное. Любой психолог вам подтвердит: для душевного равновесия человек должен регулярно доставлять себе небольшие радости, в том числе и покупку — то ли ремешка для часов, то ли самих часов. Но в других случаях и вправду бывает так, что кому-то покупка даёт ложное ощущение успешности и даже превосходства над окружающими. Только дело тут не в покупке, а в самом человеке — если у него такая натура, он найдёт другой способ почувствовать такое же опьянение.
В-четвёртых, — напомню — производитель и продавец, по мнению критиков общества потребления, приучают человека копировать тот стиль и образ жизни, которые они ему навязывают, а, в-пятых, искусство и наука намеренно низводятся до уровня массовой культуры.
И то, и это правда, здесь уж вроде бы не с чем спорить. Но всё же попробую…
Разве в мире мало других соблазнов, кроме прилавка? Да сколько угодно! Всё, о чём нас предупреждала мама ещё в нашем детстве, — рулетка и карты, обворожительные особы противоположного пола, вредная пища, алкоголь… Вдобавок — бесцельная болтовня по телефону, ползание по соцсетям или разглядывание пустопорожних картинок в телевизоре… Но всё это вовсе не значит, что игры, секс, вкусную еду, вино, коньяк следует запретить, а в мобильниках — ограничить время разговоров, в компьютерах — отключить все соцсети и в телевизоре — оставить только старые, сотни раз виденные советские фильмы.
Плохи не социальные институты и вещи, которые нас окружают, плохи мы сами.
59 лет назад Джон Кеннеди провозгласил четыре основных права потребителя — на информированность, выбор, безопасность и быть выслушанным. Потом к ним добавились ещё столько же — на удовлетворение основных нужд, на возмещение ущерба, на здоровую окружающую среду. С правами теперь всё в порядке, но вот про обязанности и культуру потребления, как всегда забыли.
Правда, в последнее время всё же стали появляться благотворные перемены.
В ряде стран богатые уже признали, что кичиться роскошью — mauvais ton.
Государства вкладывают в разработку альтернативных видов энергии огромные средства, и это находит понимание в обществе.
Экономия пресной воды, электричества, тепла, продовольствия, отказ от полиэтиленовых пакетов считается нормальным образом жизни современного человека…
Но всё это не означает, что потребление в мире сокращается. Оно растёт. К развитым экономикам, подтягиваются развивающиеся, и люди стараются наверстать упущенное предками. Кто посмеет их за это осудить!..
Между тем учёные считают, что проблему потребительских аппетитов можно решить не только и не столько воспитанием культуры потребления, сколько новыми технологиями. Они уже работают над тем, чтобы научиться дёшево опреснять воду, отходы превращать в полезные вещи, создавать новые искусственные материалы и даже пищу, совмещать городские пространства с природными… Кому-то это может не нравиться. Но другого пути нет.