Древние островитяне чтили Солнце. Великие звездочёты, они установили связь между переменами в природе и положением восходящего светила. С тех пор рапануйцы умели отмечать эти моменты.
Лучшее место для наблюдения восхода солнца в обжитых в стародавние времена окрестностях вулкана Рано-Рараку, где с утра до ночи трудились ваятели идолов (моаи), — его подножие. Отсюда открывается весь морской горизонт.
Именно здесь, на берегу, рядом с поселением каменотёсов Хоту-Ити, была построена самая большая платформа с моаи — аху Тонгарики. Рост самого рослого моаи на ней — 8,7 м. Такой ориентир можно чётко разглядеть от самого вулкана. От него до аху Тонгарики поверхность идёт под гору, так что подобрать удобную точку наблюдения можно на любой вкус. В комплексе это был идеальный астрономический прибор наблюдения и фиксации дней равноденствий. И в наши дни в предрассветные сумерки здесь собираются толпы туристов, чтобы полюбоваться живописной, захватывающей дух, переливающейся светом картиной восходящего Солнца.
Кроме равноденствий, необходимо было фиксировать и сезонные солнцевороты. В километре от Рано-Рараку, в прямой видимости из каменоломен, возведено аху Оне Макихи. Сразу бросается в глаза важная особенность этого сооружения — оно построено на самом краю берега, а берег в этом месте максимально выступает в океан. Кроме того, своей продольной осью аху Оне Макихи, в отличие от других аху, абсолютно точно сориентировано на восход Солнца в зимнее солнцестояние или на закат в летнее.
Но главная особенность этого аху в том, что на всём острове только оно построено в единственном подходящем на всём юго-восточном побережье месте, с которого можно абсолютно точно фиксировать момент летнего солнцеворота по заходящему солнцу. В момент заката солнце как бы скатывалось в воду по скальному откосу другого вулкана — Рано-Као.
Возможный вид заката от аху Оне Макихи в период летнего солнцестояния (фотомонтаж)
Контур северного берега острова подсказывает, что с него можно фиксировать три кульминационные точки положения Солнца на морском горизонте — восход и закат в момент зимнего солнцестояния, а также восход в дни равноденствия. Вполне вероятно, некогда это осуществлялось из одного места наблюдения.
И такое место на берегу есть! Это скромный пятачок, расположенный у самой кромки воды и малопригодный для строительства на нём чего бы то ни было. Тем не менее, именно в этой точке было возведено аху Те-Пито-Кура, отличающееся от большинства здешних подобных сооружений высоким качеством каменной кладки. На этой платформе когда-то стоял моаи по имени О-Паро, ростом в 9,8 м! Это самое высокое изваяние из тех, что установлены на всех аху острова.
Определение возможной зоны наблюдений Солнца на северном берегу
Отсюда можно было точно фиксировать дни равноденствий по восходу солнца по касательной к откосу берега полуострова Поике.
В результате получаем удивительную картину, которая дает возможность полагать, что в седую старину южный и северный берега полуострова играли значительную роль в астрономических наблюдениях аборигенов.
Из поселения Хоту-Ити под вулканом Рано-Рараку можно было наблюдать, как восходящее Солнце, ровно на половине своего пути вдоль горизонта от зимней крайней точки до летней, выходило на водный горизонт из-за высокого утёса полуострова Поике, а в день осеннего равноденствия пряталось за него. Подобную картину наблюдали и на северном берегу. Только ход действий здесь был, разумеется, обратным — в день осеннего равноденствия восходящее солнце выступало на морской горизонт из-за берега, а в день весеннего пряталось за него. Фактически полуостров выступал в роли разделителя летнего и зимнего периодов.
Это было не только практично, но даже, в достаточной мере, поэтично.
Никак нельзя обойти вниманием ещё одно удивительное место острова. Это местность Винапу, расположенная у восточного склона вулкана Рано-Као по соседству с областью Матавери. Здесь находятся два самых необычных аху — аху Тахира и аху Винапу II.
При подходе со стороны суши их сразу и не разглядишь. Сначала начинаешь различать туши лежащих моаи, а рядом с ними несколько тёмно-красных каменных валунов. Всё как обычно — вросшие в землю ряды круглых камней, груды камней на земле, отдельные разбросанные разнокалиберные камни, исчезающие очертания платформ, площадок и прочих остатков былого величия. И над всем этим свободно гуляет задиристый морской ветер, норовя поиграть со шляпами зазевавшихся туристов. А ещё — рокочет шум морского прибоя.
Но стоит только зайти со стороны океана, и дух захватывает от увиденного. Перед глазами встаёт стена, словно перенесённая из Перу времен империи Инков. Та же необыкновенная каменная кладка из огромных, многотонных, тщательно обработанных и подогнанных друг к другу базальтовых плит. Ровная, гладкая стена высотой около трёх метров. Совершенно очевидно, что именно это сооружение было самой первой мегалитической постройкой на острове. Воздвигла его неизвестная нам древнейшая цивилизация.
По мнению некоторых учёных, она была создана даже раньше, чем подобные строения в Перу. Это настоящая жемчужина Рапа-Нуи.
Аху Тахира
В нескольких десятках шагов южнее аху Тахира можно осмотреть руины второй платформы — аху Винапу II. После только что увиденного эти грустные останки вовсе не впечатляют. Задняя стена аху сложена из крупных более или менее подогнанных друг к другу каменных плит. Такое впечатление, что на возведение этого аху пошли отходы с главной стройки и оно было второстепенным.
Азимут продольной оси аху Тахира составляет 26,60. А это значит, что плоскость стены строго перпендикулярна азимуту восхода солнца в момент летнего солнцестояния, которое на острове бывает 21-22 декабря.
Азимут продольной оси невзрачного на вид аху Винапу II равен 00! Иначе говоря, плоскость этой стены строго перпендикулярна восходу Солнца в дни равноденствий. Ни одно аху на острове не ориентировано с такой точностью, кроме аху Оне-Макихи! В таком случае, мы имеем дело с астрономическим комплексом, возведённым с тонким знанием вопроса.
Замечу ещё одну важную, хоть и крохотную, деталь. Древние зодчие этих сооружений обладали навыками построения на местности перпендикуляров к прямым. Но это ведь базовые основы геометрии. Не каждый наш современник сможет это сделать даже на бумаге.
Собрав все наблюдения воедино и нанеся их на карту острова, получаем картину, которая не поддаётся разумному объяснению. Судите сами.
Египетский треугольник
1 – культовый центр Оронго
2 – пересечение азимутов в центре кратера вулкана Рано-Као
3 – вершина вулкана Пуа-Катике на полуострове Поике
4 – вершина горы Теревака, или вулкана Рано-Арои
5 – вершина горы Пухи
6 – вершина горы Анамарана
7 – каменоломня вулкана Рано-Рараку
8 – аху Тонгарики
9 – аху Оне-Макихи
10 – аху Те-Пито-Кура
11 – аху Нау-Нау в бухте Анакена
12 – аху Акиви
13 – аху Папа-Текена
14 – аху Ханга-О-Хону
15 – аху Тахира (Винапу I) и аху Винапу II
16 – вершина холма
17 – странная щербина горы в нужном месте
Угол между крайними азимутами годового хода солнца α однозначно определяется координатами местности. В нашем случае он равен 53,10. Азимут прямой, проходящей через центр кратера вулкана Рано-Као и вершину горы Теревака составляет 26,60. Но это означает, что наши треугольники, полученные пересечением линий азимутов, проходящих через центры вершин главных высот острова, являются не только прямоугольными, что уже само по себе удивительно, но и представляют собой, так называемые, египетские священные треугольники, соотношение сторон у которых 3:4:5! И на их сторонах расположились десять уникальных объектов из семнадцати отмеченных.
Разве это не поразительно! Оказывается, самая Большая Загадка острова Пасхи — сам остров Пасхи!
Невероятно, но факт: все вышеперечисленные объекты острова — единый взаимосвязанный комплекс солнечной обсерватории.
Так каким же образом и кем, был сотворен этот островок земной тверди с такими уникально-удивительными ландшафтными особенностями?..