Русский театр выходит к рампе

В канун Всемирного дня театра Президентская библиотека предлагает познакомиться с редкими материалами, представленными на её портале в коллекции «Год театра в России».

 

Назову только наиболее фундаментальные издания — «Театр до-Петровской Руси» писателя Александра Архангельского (1884), «История русского театра до половины XVIII столетия» (1889) театроведа Петра Морозова, четырёхтомник «История танцев» драматурга, историка балета Сергея Худекова (1913–1918)…

 

Со времён скоморошества русский театр, как искусство синтетическое, вобрал в себя всё многообразие жанров и уже в XVIII стал не только массовым развлечением, но также искусством, которое многие поклонники Мельпомены считали своим главным учителем.

«“Театр-школа”, “театр-кафедра”: эти определения особенно подходили к русскому театру, — говорится в  представленном на портале Президентской библиотеки первом томе раритетной «Истории русского театра» (1914) —…Это поставило в России театр в положение совершенно исключительное…». На его подмостках утверждались гражданственность, нравственность, духовность и другие ценности, столь высоко ценимые народом.

Немалый вклад в развитие театра внёс Пётр I. По его замыслу, театр должен был стать массовым, общесословным и служить инструментом просвещения. Пётр прикладывал к тому немало усилий. Об этом можно прочитать в том же издании «История русского театра»:

«Ни в одной стране театр не играл такой роли, как в России. Если для “тишайшего царя” театральные представления были только придворной забавой,.. то для его сына, великого Преобразователя, они уже сделались могучим средством проведения европейского просвещения в некультурную русскую среду».

Хронологические записки литератора Михаила Лонгинова «Русский театр в Петербурге и Москве. (1749–1774)» (1873) открывает запись:

«1749: Первое представление кадетами в кадетском корпусе первой трагедии Сумарокова “Хорев”». За этим скупым сообщением — великая княгиня Екатерина, будущая императрица, поддержавшая автора пьесы. В том самом году ей было всего 20 лет, она лишь четыре года назад приехала в Россию и сочеталась браком с Петром Фёдоровичем, а «Хорев» был первой пьесой Сумарокова, которому в скором будущем суждено было стать родоначальником русской драматургии.

Впрочем, не только Екатерина, но весь «двор не мог пройти мимо русской постановки, — писал театровед Всеволод Всеволодский-Гернгросс в «Кратком курсе истории русского театра» (1936). — …Императрица <Елизавета> повелела кадетам представить “Хорева” в своём дворце… велела выдать из царской кладовой бархата, парчи, золотые ткани… На кадетский театр посыпались не только восторги, но и милости: …императрица приказала выдать шесть тысяч рублей генерал-адъютанту Сумарокову, да кадетам… шесть тысяч рублей…»

В дальнейшем, уже взойдя на престол, Екатерина II не только поддерживала театр, но и сама писала пьесы. «Ей принадлежит опыт сочетания трагического жанра с новым, реалистическим направлением, — рассказывал Всеволодский-Гернгросс. — Она… обращается к Шекспиру, в подражание историческим хроникам которого и пишет ряд “исторических представлений”: “Из жизни Рюрика”, “Начальное управление Олега” и “Игорь”… “Рюрик” до некоторой степени использован автором для выражения программы просвещённого абсолютизма».

Большинство драматургов екатерининской эпохи идеализировали существующий порядок, а если и осмеливались подшутить над ханжеством, суевериями или галломанией, то делали это в мягкой форме.

Но не таков был Денис Фонвизин, покоривший публику своей пьесой «Бригадир», написанной свежим, свободным от архаизмов языком. Однако в целом «сила смеха и возбуждающей мысли» была  ещё скована…  Когда же на сцене появилась комедия  «Недоросль», «театр сподобился такой потрясающей картины тёмных сторон современной жизни, какой ни один сценический деятель не отважился ещё выносить перед русским обществом». До Фонвизина ещё не звучал «столь решительный призыв к крестьянскому освобождению, которое настало почти сто лет после… “Недоросля”», — читаем в «Истории русского театра» (1914).

«Из грязного мрака старой канцелярии “подканцелярист” Крылов через театр и только благодаря театру выбивается в первые ряды литературы. Поверхностное, лёгкое “театральство” молодого Грибоедова сделало из него, в конце концов, автора “Горя от ума”», — перечисляет драматургов новой формации «История русского театра».

В начале XIX века пришло время осмыслить опыт, наработанный на русской сцене. Закрепить методику «школы» с «преемственно передававшимися принципами игры» выпало Ивану Дмитревскому. Актёр, драматург, переводчик, он немало сделал также для укрепления репертуара русского театра. Его заслуги перед обществом были отмечены избранием в члены Российской академии.

«Седой, как лунь, сгорбленный, в суконном кафтане французского покроя… Дмитревский являлся в обществе живым напоминанием первых лет русского театра…», — говорится в «Истории русского театра». Авторы издания описали и момент последнего сценического триумфа одного из создателей русской театральной школы:

«Уставшее сердце Дмитревскаго вновь забилось, силы воспрянули: 30 августа 1812 года, одушевлённый патриотическим подъёмом, он выступил в драме Висковатова “Всеобщее ополчение” в роли дряхлого унтер-офицера Усердова, приносящего в жертву Отечеству своё единственное достояние — три медали. Один современник пишет: “Невозможно описать, до какого исступления доведена была публика, когда осьмидесятилетний старец… почтенный Иван Афанасьевич Дмитревский представился взорам публики в виде престарелого инвалида…”».

Как отмечает «История русского театра», «“вспламенившаяся и постепенно разгоревшаяся искра театра” наложила свою печать на всю духовную жизнь нашего общества. Театр затронул наиболее интимные глубины русской души и только у нас вырос в большое общественное явление, из “потехи” сделался школой и храмом… История русского театра — одна из важных и блестящих сторон в истории русской культуры…».

 

Иллюстрация вверху: Павел Мочалов в пьесе Сергея Аксакова «Ненависть к людям и раскаяние»

 

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

восемь + 3 =