Как русские моряки принца Филиппа угощали

Марианна Баконина
Апрель13/ 2021

Скончался герцог Эдинбургский, граф Мерионетский, барон Гринвичский. Пресса вспоминает его преданность королеве Елизавете и неполиткорректные шутки. Мне тоже есть, что вспомнить.

Сейчас после всех бесчисленных highly likely, полониев-210 и «Novichok» трудно поверить, что всегда сложные российско-британские отношения были настолько безоблачными, что Её Величество Елизавета II, Божией Милостью Великобритании, Ирландии и Британских Доминионов Заморских Королева и Защитница Веры приняла приглашение Кремля и совершила официальный государственный визит в Россию. На самом деле это был исторический визит, поскольку британский монарх может официально посетить страну, не входящую в Британское Содружество, лишь один раз в жизни. На дворе стоял октябрь 1994 года.

В эти дни, после кончины супруга Елизаветы II, российские медиа вспоминают тот удивительный визит, ведь принц-консорт сопровождал свою королеву. Пишут про банкет в Георгиевском зале и осмотр соборов Московского Кремля. Рассказывают про посещение Царского села, Эрмитажа и Петропавловской крепости…

Но королевскому семейству показали не только туристические достопримечательности. Программа визита предполагала демонстрацию научных достижений и военной мощи молодой российской демократии.

Освещать военно-научную часть визита королевской четы в Петербург на Пятом телеканале, тогда ещё петербургском, поручили мне. Из чисто логистических соображений. Петербургская часть программы была чрезвычайно насыщенной и для того, чтобы высокие гости появлялись в запланированных для высочайшего ознакомления точках воистину с монаршей пунктуальностью, город был попросту перекрыт, а потому следовать за ними с  одной камерой не получалось. В разных географических точках работали разные съёмочные группы.

Успехи российской науки должны были продемонстрировать королеве учёные лаборатории биохимической генетики СПбГУ. Лаборатория тогда располагалась в здании Двенадцати коллегий на Университетской набережной. Блеск и силу российского ВМФ должны были показать принцу Филиппу на эсминце «Беспокойный», который был пришвартован неподалёку от Академии Художеств.

В университетской лаборатории всё прошло без сучка и задоринки. После короткой речи в Петровском зале, которой внимали особо доверенные студенты, а также мэр города Анатолий Собчак и ректор Университета Людмила Вербицкая. Затем королева, уже без мэра, проследовала в комнаты лаборатории. Там облаченная в кирпичное пальто и шляпку-таблетку того же цвета королева с улыбкой выслушала пояснения заведующего, седовласого красавца Михаила Смирнова, который рассказывал о передовой методике производства белков из пекарских дрожжей. Потом она прошлась по лабораторным помещениям, разглядывая склонившихся над чашками петри студентов и аспирантов, поинтересовалась у юной аспирантки её планами, благосклонно ответила на вопрос ушастого студента. И, наконец, сердечно пожелала всем успехов и благополучно отбыла, чтобы не опоздать на следующее мероприятие.

На следующий день съёмки тоже были на Васильевском острове. Предъявив аккредитации, мы взошли на борт «Беспокойного». Герцог Эдинбургский должен был прибыть с минуты на минуту, и на палубе, кроме членов экипажа, толпились журналисты. Российские и британские.

«Беспокойный» — 15-й по счёту эскадренный миноносец проекта 956 «Сарыч» (код НАТО — Sovremenny class destroyer) службу нёс исправно и в том же 1994 году на учениях в составе корабельной ударной группы завоевал приз Главкома ВМФ. Теперь экипажу «Беспокойного» было поручено со всем военно-морским гостеприимством показать супругу королевы силу и доблесть российского флота. Принцу Филиппу должно было быть интересно — он сам служил на эсминцах и участвовал в сражении при Маталане, Критской и Сицилийской операциях.

Герцог Эдинбургский прибыл на «Беспокойный» на адмиральском катере в   адмиральском мундире в сопровождении адъютантов. Вообще-то, он ушёл в отставку после восшествия супруги на престол в звании  lieutenant commander, по нашему капитан-лейтенанта. Но потом ему присваивали почётные флотские звания.

Принц Филипп энергично пробежался по трапу, выслушал приветственные слова капитана эсминца, не без удовольствия осмотрел вытянувшихся во фрунт матросов. Затем, сопровождаемый адъютантами, начал осмотр корабля. Капитан что-то тихонько втолковывал ему почти на ухо. Следом гуськом тянулись офицеры и пресса. На носовой палубе остановились, и из неприметного жерла стала выползать внушительная ракета. Не знаю, что точно показали  герцогу Эдинбургскому — ПУ ПКР «Москит-М» — сверхзвуковую корабельную ракету или ЗРК «Ураган-Торнадо», морскую версию комплекса «Бук», но брови принца поползли вверх, и он с достоинством вымолвил:

— Вау!

Явно довольный произведённым впечатлением капитан широко взмахнул рукой и повёл герцога в кают-кампанию. Там-то и началось самое интересное.

В обитой деревом под орех просторной кают-кампании уже был накрыт, не знаю, как это называется на нашем флоте на самом деле, но я бы сказала «адмиральский буфет». На длинном покрытом белоснежной скатертью столе стоял длинный ряд высоких водочных бутылок, окружённых множеством фужеров с золотой каёмкой, кто помнит советские рестораны — знает, как они выглядели. Рядом, вытянувшись, стояли вестовые в белоснежных рубахах.

Герцога провели к дальней стене, где на отдельном маленьком столике лежала толстенная книга в зелёном переплёте. Журналисты встали напротив. Капитан начал приветственную речь, точнее тост, а вестовые начали разливать (по-русски, почти до краев) и разносить на подносах фужеры с водкой. Принц охотно принял чарку и после слов про военно-морское братство выпил, как ни странно — тоже по-русски — до дна. Капитан предложил герцогу расписаться в книге для почётных гостей и принял в дар парадный портрет супруга королевы с автографом.

Тем временем проворные вестовые уже собрали использованные фужеры и разносили новые — по второму кругу. Я заметила, как окаменели лица адъютантов герцога Эдинбургского, когда тот бойко потянулся к фужеру, а капитан уже провозглашал очередной тост, что-то про боевой союз между британским и российским военно-морским флотом… Принц кивал, адъютанты хмурились, рядом со мной стоял британский журналист с фотокамерой. Я шепнула, что адъютанты ведут себя нервозно, тот в ответ ухмыльнулся:

— Ещё бы, они же знают, что есть проблема, а вечером королевский приём на яхте «Британия»…

Принц, невзирая на свои без пяти минут 75, с видимым удовольствием опустошил второй фужер. Без закуски, потому что в адмиральском буфете закуски предусмотрены не были. Капитан «Беспокойного» явно не собирался останавливаться на второй чарке и начал про «семь футов» под килем, принц благосклонно слушал, но адъютанты показали на часы, ловко подхватили принца Филиппа под руки и энергично развернули.

Должна отметить, что походка принца после двух бокалов была твердой. Капитан сообразил, что пора прощаться, не стал настаивать на том, что по русскому флотскому обычаю между третьей и второй перерывчик небольшой и превратил тост в напутствие — мол, чтобы и на земле, и на море было семь футов, успехов и спасибо за добрые слова и лестный отзыв о боевой подготовке.

Высокие гости спустились в адмиральский катер и удалились. Я всё же  поостереглась, хотя и хотелось, рассказать британскому коллеге, что среди высокопоставленных участников будущего банкета на королевской яхте не только у принца Эдинбургского есть проблемы с алкоголем. Более того, судя по тому, как бодро принц держался после двух фужеров ледяной водки — у него-то проблем как раз нет.

На банкете никаких инцидентов с участием герцога Эдинбургского, графа Мерионетского, барона Гринвичского и впрямь не было. Ведь, как вспоминают все, кто его знал, главным для него было чувство долга и ответственность. Ну, вот и тут не смог он, как человек ответственный, спасовать перед русскими собратьями по военно-морскому делу.

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

двадцать − семнадцать =