5 апреля 1704 года — день рождения Летнего сада. В электронной коллекции на портале Президентской библиотеки размещены документы по истории Летнего сада, картины, открытки, комплекты фотографий.
В тот день Пётр I отдал распоряжение главе Разрядного приказа Тихону Стрешневу: «Как вы моё письмо получите, изволь, не пропустя времени, всяких цветов из Измайлова не помалу, а больше тех, кои пахнут, прислать с садовником в Петербург». Царь сам нарисовал план парка, в который сначала высаживали только однолетние цветы — «летники».
От этих «летников» и пошло название сада — «Летний».
Уже в начале июня того же, 1704 года, во исполнение приказа Петра I в Петербург потянулись подводы с цветами и саженцами для исполнения царской задумки. Шли подводы не только из Москвы, но также из Европы.
И вот отрывок из книги известного исследователя Петербурга Сергея Князькова «Картины по русской истории» (1913), в которой дано описание рисунка Александра Бенуа «В Летнем саду при Петре Великом»:
«Перед нами аллея Летнего сада в Петербурге петровских времён. Гостеприимный адмирал Пётр Михайлов сегодня дал пир своим “камрадам” по службе… “Светел сердцем и лицом” идёт он по аллее сада. День жаркий, и царь Пётр, обыкновенно не очень стеснявшийся в костюме и манерах и любивший по улицам ходить с непокрытой головой, на этот раз, в саду, снял даже и парик…».
Поначалу Пётр задумал Летний сад как летнюю царскую резиденцию. Но недаром говорят, что аппетит приходит во время еды. Ещё совсем недавно так было с самим Петербургом, который сперва должен был стать всего лишь крепостью, а потом был объявлен столицей. И тут тоже царская резиденция буквально на глазах превращалась в огромный сад-огород со множеством фонтанов и античных монументов…
И ещё одна цитата, из книги художника и большого знатока Северной столицы Евгения Лансере «Летний дворец Петра Первого» (1929):
«Дворцовое строительство Петра было столь же кипуче, как и вся его деятельность — вспомним целый ряд его домов и дворцов, построенных чуть ли не во всех городах, где он бывал… Летний дворец… надо считать ценнейшим как свидетеля той интересной эпохи перелома и перерождения России, к тому же неразрывно связанного со вновь появившейся у “окна в Европу” столицей, сразу же занявшей видное место центра крупной промышленности и торговли».
Параллельно со строительством Летнего дворца на территории сада устраивались первые фонтаны и появлялись первые мраморные скульптуры. Как сообщается в книге «Картины по русской истории», одной из них — мраморной статуей Венеры — Пётр I так дорожил, что приказывал «ставить к ней для охранения часового». Была обустроена беседка, где обычно отдыхал от суеты царь, столь же любивший собрать мысли в уединённом месте, как и устраивать массовые гулянья, «когда потехе не мешали дела».
В Летнем саду традиционно отмечалось тезоименитство государя и предшествовавший этому празднеству день «преславной виктории» — победы над шведами в Полтавском сражении. Праздник начинался около пяти часов вечера; к этому времени на обширной лужайке сада, Царицыном лугу, выстраивались Преображенский и Семёновский полки, «царь угощал солдат, поднося им собственноручно в деревянных чашках вино и пиво», — пишет Князьков.
«Гулянье в Летнем саду и другие празднества происходили при точном соблюдении изданных в 1718 году правил о том, как следует устраивать ассамблеи, — отмечает автор издания «Картины по русской истории». — В этих правилах было сказано, что “ассамблея — слово французское, которое на русском языке одним словом выразить невозможно; обстоятельно сказать — вольное, в котором доме собрание или съезд делается и не только для забавы, но и для дела, ибо тут можно друг друга видеть и о всякой нужде поговорить, также и слышать, что где делается… А каким образом оные ассамблеи отправлять, определяется ниже всего пунктом, покамест в обычай не войдёт. В котором доме ассамблея имеет быть, то надлежит письмом или иным знаком объявить людям, куда вольно всякому прийти, как мужскому, так и женскому. Ранее пяти или четырёх не начинается, а долее десяти пополудни не продолжается”».
Как подчёркивает Сергей Князьков в «Картинах по русской истории», праздники затевались государем не ради праздников.
«Пётр Великий, — рассказывает князь Щербатов в своём сочинении “О повреждении нравов в России”, — …не токмо тщился ввести познание наук, искусств и ремёсел, военное порядочное устроение, торговлю и приличнейшие узаконения в своё государство, также старался ввести и людскость, сообщение и великолепие…».
Своим великолепием Летний сад обязан был настойчивости царя в достижении цели и золотым рукам русских и европейских мастеровых. Великолепие не ради великолепия, а во имя славы и процветания России. Торжества не ради торжеств:
«Ассамблеи, общественные собрания, маскарады, торжественные обеды, празднества в честь славных событий царствования, заведённые Петром Великим, имели огромное воспитательное значение для того времени, создавали самую общественную жизнь, приучали людей быть и веселиться вместе».