В 1945-м, по приказу Уинстона Черчилля, британские генералы готовили операцию «Немыслимое» (Operation Unthinkable) — план войны с Советами. Видимо, Борису Джонсону не дают покоя лавры великого предшественника.
На минувшей неделе состоялся весьма необычный обмен любезностями между британскими и российскими военными и дипломатами. Сначала российская сторона опротестовала провокационные действия эсминца британских ВМС «Дефендер» (HMS Defender (D36), который вторгся в территориальные воды РФ и так упорно отказывался менять курс, что погранстража была вынуждена открыть предупредительный огонь и отбомбиться по курсу корабля-нарушителя.
В ответ британская сторона, которая обычно не упускает возможности раскритиковать опасные и агрессивные действия Кремля, ответила с полнейшим миролюбием — мол, никаких нарушений, никаких предупредительных выстрелов, эсминец мирно шёл из Одессы в Батуми в полном соответствии с нормами международного права, а рядом проводились учения российской береговой охраны, но англичан об этом заблаговременно предупредили, и им было совершенно не страшно.
Тем не менее, Москва стоит на своём — англичане шли мимо мыса Фиолент, приблизились к береговой линии Крымского полуострова менее, чем на 12 миль, несколько раз получили предупреждение о нарушении, но проигнорировали его, поэтому сторожевики погранслужбы открыли огонь, а бомбардировщик С24М сбросил по курсу нарушителя несколько фугасок. Вот вам аудиозапись, вот видео-подтверждение.
Версию Москвы почти полностью подтвердили британские журналисты, находившиеся на борту «Дефендера» — курс близ Крыма британские моряки выбрали намеренно, российские предупреждения были, самолёты летали, выстрелы слышались, бомбы падали и не то чтобы было совсем не страшно, на палубе возникла суета, и в какой-то момент экипаж надел защитные маски. Однако курс никто не менял, просто Крым кончился, вместе с территориальными водами.
Иначе говоря, на эсминце знали, что российская сторона укажет на нарушение, но сознательно пошли на это, чтобы показать Москве и остальному миру — Лондон не признаёт аннексию Крыма и считает эти воды украинскими, Киев о проходе военного корабля предупредили и, соответственно, формально никаких нарушений не было.
Это была предумышленная демонстрация своей правильной позиции относительно неправильного поведения России в Крыму. О том, что эта «демонстрация» станет провокацией, было известно тоже заранее, поэтому решение принималось на самом высоком уровне. МИД считал, что операция полезна и эффектна, а в Министерстве обороны полагали, что такой поход опасен и неэффективен. Окончательное решение делегировали премьер-министру Джонсону. Тот решил, что игра стоит свеч, и получилось то, что получилось.
Военные эксперты, включая начальника Генштаба Великобритании Николаса Картера, считают, что такое дефиле могло привести к необоснованной эскалации и началу войны. Сначала на Чёрном море… Потом…
Для тех, кто далёк от военной стратегии и тактики и считает, что дефиле — это прежде всего показательные выступления на параде или подиуме, военные поясняют: дефиле — узкое место, проход или пролив, пригодный в качестве маршрута для передвижения войск, но ограниченный с обоих флангов труднопреодолимыми препятствиями. Вот правительство Британии и устроило военно-морское взрывоопасное дефиле, воспользовавшись узкими местами и несостыковками в международном праве.
Могла ли и вправду начаться война? Война ради того, чтобы премьер Борис Джонсон, гордо подняв голову, в очередной раз заявил: Британия — владычица морей, и мы не признаем Крым русским?
А что, без столь опасных манёвров, русские этого не знают? Откуда эти слабоумие и отвага?
Вспоминается знаменитый, но сейчас подзабытый «марш на Приштину» 1999 года, эпизод тоже, к сожалению, подзабытой войны НАТО против Югославии. Тогда российский миротворцы из Боснии были скрытно переброшены в Косово и укрепились в приштинском аэропорту «Слатина». Командующий британскими силами в Косово генерал Майкл Джексон отказался выполнить приказ командующего силами НАТО генерала Уэсли Кларка «подавить» русский десант в Приштине, заявив американцу:
— Я не собираюсь ради вас начинать третью мировую войну.
Борис Джонсон, вероятно, собирается…
К слову, в 1945-м британские генералы разработали сразу два плана операции «Немыслимое» — наступательный к концу мая и оборонительный к началу июня. Правда, заодно они уведомили премьера Черчилля, что «начиная войну с русскими, необходимо быть готовыми к длительной и дорогостоящей тотальной войне».
Но Борису Джонсону это, вероятно, всё равно. Он готов. Готовы ли британцы?
Кстати, в 1999-м после инцидента в Приштине генерал Джексон в интервью признался, что с его точки зрения «война — не лучший способ устанавливать контакты с русскими». И за его отважное противостояние с американцем британские журналисты окрестили Джексона Macho Jacko — Мачо Джако.
За проведение взрывоопасного дефиле у мыса Фиолент никого «мачо» не назовут, ведь это не Борис Джонсон, а британские моряки рисковали, и они это прекрасно сознавали, проходя по «украинским территориальным водам», когда русские считают их своими.