Замечательного петербургского музыканта, педагога, создателя группы ReMake, Михаила Серкова и его дорогую спутницу жизни Ренату проводили в последний путь долгими аплодисментами.
Все, кто знали Михаила Владимировича, подтвердят — с его появлением всегда приходил дух музыкального праздника.
Пел ли он в хоре Lege Artis, работал ли со студентами училища им. Н.А. Римского-Корсакова или над новой аранжировкой, его энергия и неистовая увлечённость заражали всех музыкантов. А своеобразный взгляд и совершенно уникальное чутьё превращали даже на первый взгляд скучные произведения старинных композиторов в путешествие полное приключений.
Строгий, но неизменно справедливый, жизнерадостный и глубокий, он видел мир во всём его многообразии и щедро делился своим видением с окружающими.
Когда в 1995 году на новогоднем консерваторском капустнике шестеро студентов дирижёрско-хорового отделения спели «В лесу родилась ёлочка» в обработке Михаила Серкова, никто и представить не мог, что через некоторое время молодые люди уже под именем ReMake начнут покорять своим свежим, оригинальным творчеством не только Петербург и Россию, но и весь мир!
В аранжировках Михаила Владимировича есть свой особенный, ни с чем не сравнимый стиль. Его музыка искрится солнечным светом, шалостью, оптимизмом и —добром. Если же главный герой в его произведении грустит, то грусть эта скорее философская, в ней всегда живёт надежда и силы для борьбы с печалью. Он не боялся экспериментировать, был настоящим генератором идей. Приёмы и гармонии, которые музыкант использовал в своих прочтениях, по праву можно назвать новаторскими для жанра хоровой аранжировки.
Михаил Серков был тем педагогом, рядом с которым невозможно было не влюбиться в музыку. Все студенты ждали пятницы, чтобы скорее — прямо с утра — попасть к нему на аранжировку, а вечером на занятие по вокальному ансамблю.
В его жизни было много проектов, много его любимого оранжевого цвета, много цитат и афоризмов на любой случай жизни и очень-очень много любви. Любви от родных, друзей, коллег, студентов, зрителей…
Но, наверное, больше всех этим прекрасным тёплым чувством с ним делилась его жена. В декабре прошлого года Михаил и Рената отметили серебряную свадьбу.
Михаила Владимировича спросили:
— В чём секрет счастливого брака?
Он тут же нашёлся с ответом:
— Я пел в Lege Artis у Бориса Георгиевича Абальяна, Рената пела в Камерном хоре у Николая Николаевича Корнева. Нам просто было, о чём поговорить, когда мы возвращались вечером домой!
Рената Юрьевна окончила дирижерско-хоровое отделение Санкт-Петербургского института культуры. На протяжении долгих лет пела в Санкт-Петербургском Камерном хоре, преподавала в музыкальной школе.
У неё были добрые, восторженные глаза, трогательная, почти детская улыбка и мягкий, сердечный голос. Всё, чем бы она ни занималось, будь то музыкальная деятельность или батик, точечная роспись, лепка или выращивание любимых роз, — всё у неё получалось, потому что в каждое дело она вкладывала душу.
«Делай то, что любишь и люби то, что делаешь!», — говорил Рэй Брэдбери. Рената и Михаил Серковы совершенно точно любили всё, к чему прикасались. Пример их любви и самоотдачи — это та память, которая наравне с их музыкальным наследием останется с нами навсегда.
…На их долю выпало испытание болезнями, но они всё равно жили, радовались, творили и неизменно поддерживали друг друга. Пройдя вместе рука об руку четверть века, они ушли в один день с разницей всего в несколько часов… Михаилу Владимировичу было 47, Ренате Юрьевне — 50.
На кладбище шёл дождь. Многочисленные коллеги, ученики и поклонники талантов этой удивительной семьи на прощание исполнили пару духовных произведений и несколько аранжировок самого Михаила Владимировича.
Словно последнее обращение почивших к собравшимся, прозвучала в обработке песня Булата Окуджавы «Пожелание друзьям»:
Давайте восклицать,
Друг другом восхищаться,
Высокопарных слов
не стоит опасаться.
…………………….
Давайте жить, во всём
Друг другу потакая, —
Тем более, что жизнь
Короткая такая.