Я пригласила вас, уважаемые читатели, чтобы сообщить вам приятное известие. Хорошие дороги в России есть. Но их мало. Они будут, но не везде. А всё благодаря тайным знаниям наших дорожных строителей.
Платная автомагистраль М11 Москва–Петербург — хороша и становится всё краше.
Теперь там появились стационарные АЗС и ликвидирована монополия «Лукойла» на обеспечение путешествующих топливом. И очередей на заправках уже нет.
Но вот санитарно-техническое обслуживание главной платной трассы России организовано на троечку. Во второй половине дня урны на площадках для отдыха переполнены, туалетная бумага закончилась, да и сами туалеты явно «утомлены» из-за наплыва посетителей. Вероятно, следующим утром всё помоют, почистят и приведут в порядок, а пока коробки и пластиковые бутылки, которые проезжающие пытаются впихнуть в урну, разлетаются вдоль обочин.
Впрочем, платная М11 — не единственная приличная дорога страны, где издревле озабочены не только дорогами, но и дураками.
Например, трасса «Дон» позволяет за умеренную плату вполне комфортно добраться до Крыма и Кавказа. Или — автомагистраль М8. Заезжаешь на неё где-нибудь в районе Александровой слободы — дух захватывает. Ничем не хуже М11, только машин побольше. Правда, по мере приближения к Москве автомагистраль постепенно превращается в обычное восьмиполосное шоссе со светофорами и наземными пешеходными переходами, что гарантирует неизбежные пробки.
Вообще-то, М8 на участке Александров–Москва — прообраз светлого дорожного будущего России. Таким когда-нибудь станет путь до Архангельска и аж до Северодвинска. Не менее комфортабельными будут трассы Москва–Казань, Москва–Нижний Новгород… У Росавтодора планов — громадьё, и касаются они как дорог федерального значения, так и региональных.
Планы — это хорошо. Дороги — тоже хорошо, тем более при наших-то российских расстояниях. Настораживает только, что уже построенные дороги явно страдают раздвоением личности. Вполне ровный асфальт внезапно сменяется ужасающими рытвинами и колдобинами. А пафосная автомагистраль «Нева» или М11 обзаводится колеёй через год после ввода в эксплуатацию нового участка.
При этом остаётся загадкой, чтó стало причиной такого преображения. Рациональное объяснение найти сложно. Российские дорожники ссылаются на коварный российский климат. Мол, зимы нестабильные — то мороз, то оттепель. Вода попадает в мельчайшие выбоинки в асфальте, замерзает и разрушает хорошее качественное покрытие изнутри. Правда не ясно, отчего это происходит не по всей длине трассы, а на отдельных её участках. Там зимы коварнее?
Лично я считаю, что наши дорогостроители владеют волшебными рецептами асфальта и краски для дорожной разметки. Производители этой краски ранее, очевидно, трудились шифровальщиками не меньше, чем в штабе флота, и знают свойства симпатических чернил. Иначе, как объяснить, что нанесённая ими разметка исчезает сразу после таяния снегов?
На примере Невского проспекта мы давно убедились, что у российских дорожников есть битумная чудо-смесь. При её использовании глубина колеи становится критической аккурат по истечении гарантийного срока и надо снова ставить Невский на капитальный ремонт. Вечный заработок — круче вечного двигателя.
Вообще асфальт, при котором колея неизбежна, — чисто российское ноу-хау. Оно используется повсеместно, и россияне никогда не поделятся этим секретом с зарубежными конкурентами, которые никак не могут добиться надёжного «колееобразования».
Есть у наших и другой, ещё более волшебный рецепт асфальта, который может вдруг вспучиться и застыть подобно вулканической лаве. Видела такое собственными глазами на ещё не преображённом в трассу «Волга» Горьковском шоссе — гладко, гладко, гладко, и вдруг будто по склону Везувия едешь. …А потом опять гладко. Разве не магия?
Кроме того, в Росавтодоре верят в магию цифр. Согласно их планам, автомагистрали до Нижнего Новгорода, Казани, Архангельска преобразятся к 2025-му году. Тогда же появится тверской участок М11. Это в отчётах чиновников и в речах на церемонии открытия трасса «Нева» полностью достроена, а те, кто по ней ездит, знают, что в районе Твери надо сворачивать на М10.
Итак, чудо назначено на 2025-й год. Однако сдаётся, что году этак в 2024-м кудесники автодорог пересмотрят свои прогнозы и выберут другое магическое число. Скажем, 2030. От волшебных дорожных зелий отказаться трудно. Ведь не отказались от них на образцово-показательной М11, где колея при непогоде приводит к страшным ДТП. Не отказались, потому что миссия дорожников — не просто строить дороги. Их миссия — строить дороги вечно.
Так что хорошие дороги в России, как и хорошие дураки, есть. И даже будут, но не везде и не всегда.