За две с лишним тысячи лет газеты изменились до неузнаваемости. Но и теперь по-прежнему миллионы людей не мыслят без них своей жизни. Одними читателями движет любопытство, другими — необходимость.
История и археология свидетельствуют: газеты начали выпускать в 57 году до н. э. в Древнем Риме. И первым издателем был сам Юлий Цезарь.
Правда, те «Ежедневные ведомости римского народа» в нашем понимании едва ли можно назвать газетой. Это были покрытые гипсом доски, на которых палочкой писались столичные новости. Один экземпляр выставляли на центральной площади Рима, ещё несколько десятков рассылали в центральные провинции империи.
С самыми древними газетными сообщениями знакомит нас римский историк и писатель Светоний (ок. 70 — после 122 гг. н.э.), процитировав в одном из своих произведений газету-бюллетень Acta diurna («Ежедневные отчёты»):
«В четвёртый день апрельских календ были молния и гром… А в нижней части улицы Януса, в таверне, произошла драка… Народный смотритель рынка Титаний оштрафовал мясников, продававших не освидетельствованное мясо…».
Звучит, как видите, вполне современно.
Однако с падением Римской империи европейская цивилизация шагнула далеко назад, позабыв многие свои достижения, в том числе и газеты. В эпоху Средневековья дошло до того, что некоторые богатые семейства держали слугу, который с утра чуть свет бегал по городу и слушал, что где говорят, а, вернувшись, пересказывал хозяевам.
Тем временем Китай, отделённый от мира Великой стеной, изобрёл свою газету. Случилось это по одним данным в 700 году, по другим — в начале IX в. Но точно известно, что китайская газета «Ди Чао» («Дворцовые копии») была печатной: печать производилась с помощью деревянного наборного шрифта, причём на жёлтом шёлке.
Наконец, и европейцы не то вспомнили об опыте римлян, не то догадались, что письменные новости всё же надежнее слухов. В Венеции стали выпускать рукописные листки Notizie Scritte и Fogli di Avvizi. Стоил такой листок одну мелкую монету, которая называлась gazzetta.
Впрочем, французы уверены, что слово «газета» имеет их национальные корни: дескать, когда-то самым распространенным источником информации служили лакеи, горничные и кухарки, а потому репортёров прозвали gazza — сорока, болтунья.
Ну, а после того как Иоганн Гутенберг изобрёл свой чудо-станок, вслед за печатной книгой начала завоёвывать мир и печатная газета. Уже в XVII веке во многих европейских странах она стала неотъемлемой чертой повседневной жизни. Правда, лишь для немногих — тех, кто умел читать. В 1609 году стали издаваться газеты в Аугсбурге и Страсбурге, комплекты этих изданий как величайшая реликвия хранятся сегодня в Гейдельбергском университете.
Считается, что первая российская газета — «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и во иных окрестных странах», которые выходили со 2 января 1703 года (по ст. ст.). Даже называют тираж (от нескольких десятков до 4000 экземпляров) и розничную цену издания (2 копейки).
Всё это так и… не так.
Ещё в 1621 году выпускались русские «Куранты», кои составлялись дьяками Посольского приказа. Правда, газета эта была рукописной и выходила в одном единственном экземпляре, для царя и его приближённых. Тексты столбцов знакомили читателя с переводами из европейских газет и сообщениями русских послов за границей.
«Ведомости» Петра I, который являлся не только их издателем, но и редактором, поначалу тоже почти целиком представляли собой переводы наиболее интересного из западной прессы. Но скоро государь издал очередной указ: Якова Синявина «определить для собирания сведений о жизни русского общества». Так появился первый отечественный репортёр. Не по призванию, а повелением царя. Факт весьма симптоматичный — с тех пор и средства массовой информации, и сами журналисты почти всегда находились под неусыпным оком властей.
Post Scriptum
— В 1677 году в Англии был издан закон, запрещавший распространение газет по воскресеньям, чтобы не нарушать «святость воскресного отдыха». Нынче почти нигде, в том числе в России такого закона нет, но правило, за редкими исключениями, соблюдается. Видимо, чтобы не нарушать ту же святость отдыха журналистов.
— Крылатому выражению «газетная утка» уже свыше 200 лет. В конце XVIII века редакторы немецкой периодики, заботясь о репутации своих изданий, снабжали не проверенную информацию пометкой N. T., что на латыни расшифровывается как non testatur — «не проверено». Но дело в том, что латынь знали далеко не все читатели, а Ente, как всем было известно, по-немецки — «утка».
— Первое газетное объявление было напечатано в лондонской «Меркуриус Публикус» в 1660 году. Автором объявления был король Карл II, просивший своих подданных найти его сбежавшую собаку.
— Петербургская почта взялась за доставку газет и журналов подписчикам в 1836 году. Первыми счастливчиками стали читатели «Земледельческой газеты».
— До недавнего времени первым европейским журналистом считался француз Теофраст Ренандо, который в 1623 году начал издавать газету под названием «Нувель де жур». Однако в 2000 году берлинский «Тагесшпигель» сообщил, что исследователям из университета города Тюбингена удалось обнаружить целый комплект газеты «Штраусбургер нахрихтен» за 1609 год, а в ней указано имя издателя — Иоханн Карлос.