Аттракцион обещаний при полной безответственности завершён

Марианна Баконина
Сентябрь20/ 2021

На первых думских выборах в далёком 1993-м Владимир Жириновский привёл свою партию к победе с помощью изобильных обещаний. Теперь изобильно обещали невыполнимое почти все кандидаты.

Тогда, около 30 лет назад, Жириновский обещал каждой женщине по мужику, каждому мужику — по бутылке водки, а заодно — помыть сапоги в Индийском океане. После чего сорвал куш на народном голосовании. Один из опешивших демократов старой школы, увидав результаты подсчёта голосов, воскликнул:

— Россия, ты одурела!

Эти демократы решили, что наивные и ещё не привыкшие к свободным и конкурентным выборам обыватели поверили безответственному популисту. Но это вряд ли. Они просто восхитились его лихостью.

С той поры утекло много воды. Теперь. Как показали только что состоявшиеся выборы в Государственную думу, обещают все. Лихо, самозабвенно, упоённо.

Сужу по друзьям, знакомым, родственникам, как в реале, так и в соцсетях. Никому, кроме непосредственных участников процесса — выборы неинтересны. Совсем. Жалуются на горы макулатуры в почтовых ящиках. Только крайне активная в политическом поле публика следит за дебатами, интересуется кандидатами, читает программы или возмущается грязными трюками политтехнологов.

У остальных — грибная пора, дети в школе, холодные квартиры и дожди с туманами. Или — планы вырваться в солнечные Занзибар с Таиландом. На обещания кандидатов им глубоко фиолетово, и те вроде бы это понимают. Но обещают много и беззастенчиво, то ли в надежде обвести вокруг пальца уж самых наивных, то ли восхитить лихостью самых безбашенных.

Эти строки будут опубликованы, когда подсчитают голоса и станет ясно, четырёх- или уже пятипартийная теперь в России Дума и сработало ли хоть где-то «умное голосование», которое запретили в поисковиках и вокруг которого шла эпическая сетевая битва между яблочниками и навальнистами. Поэтому не буду называть имена и явки. Просто слова и посулы…

А сулили все по одному и тому же списку. «Построить социализм!», «Провести национализацию!», «Отменить ЕГЭ и вернуть лучшее советское образование!» (тут почти всепартийный консенсус), «Отменить пенсионную реформу!» (тоже обещали почти все).

Ещё обещали денег — в виде безусловного базового дохода (по 10 тысяч на каждого обладателя российского паспорта) и в виде прощённых кредитов или долгов по ЖКХ. Тут с вариантами — либо всем, либо только малоимущим и социально близким.

Ещё давали слово, что выборы будут настоящими, конкурентными и беспощадными. Например, предлагали выбирать прокуроров, судей и начальников региональных управлений полиции. Аргумент простой: тогда участковый станет тем, кто поможет в трудной ситуации, а не бюрократом с отписками.

Ещё обещали парковки, поликлиники, школьные автобусы, чистые воду и воздух, много зелени, опять деньги, а также охрану ценных редких змей, тарантулов и оленей в российской заповедной тайге…

В целом же все выступали за всё хорошее, против всего плохого, чтобы все жили счастливо и богато, а также не хворали.

Маловероятно, что обещающие думали, будто им поверят даже самые наивные. Скорее, обещали потому, что так принято и надо же что-то писать в обязательных предвыборных газетах и листовках, о чём-то говорить на бесплатных теле- и радио-дебатах и в проплаченных роликах.

Говорили, кстати, ужасающе:

— Они не обладают той экспертностью, которая необходима для дачи оценок.

— Мы показали, как разгромили бармалеев в Сирии!

— Нельзя полагаться на то, что судьба дала нам в недрах!

—Депутат имеет трибуну, чтобы вещать!

Какая экспертность? Кому показали? Кто кого имеет? Коряво, с паузами и заиканием. Но — говорили и обещали.

Обещали те, кто и не надеялся попасть в Государственную думу, и те, кому место было гарантировано по факту партийного рейтинга. Обещали и баллотировались даже те, кто в принципе не верит в демократические процедуры любого качества и кому обрыдло раздавать партийные газеты избирателям, которые давно разучились читать.

И те, кто были уверены, что пройдут в депутаты, и те, кто понимали, что точно не пройдут, прекрасно знали — выполнять обещания не придётся. Потому что они просто шестерёнки на аттракционе неслыханной безответственности.

Но тем, кто всё-таки прошёл, вполне уместно вспомнить пожелание конгрессмена Уильяма Хангейта коллегам по Конгрессу:

— Пусть счастье сопутствует вам, вашим близким и вашим друзьям, и пусть ваша мать никогда не узнает, где вы работаете.

Хангейт знал, о чём говорил, сам много раз избирался.

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

5 − 2 =