Сегодня для 17 миллионов российских девочек и мальчиков прозвенит первый в этом учебном году школьный звонок. А когда и для кого он прозвучал впервые?
Когда я учился в первом классе, мне казалось, что есть два школьных звонка: один — на урок и другой — с урока. Первый — строгий и требовательный, а второй — весёлый, как детские стихи Чуковского.
Что только дети не придумают!
Чего не скажешь о большинстве взрослых. Лишь некоторые дяденьки-тётеньки и во взрослом возрасте, к счастью, сохраняют не только страсть, но и способность выдумывать новое и необычное.
Например, Джозеф Генри — один из величайших американских физиков. Именно он в начале 1830-х годов придумал первый электрический звонок.
Вообще-то первый электромагнит ещё в 1825 году продемонстрировал на заседании Британского общества ремёсел английский изобретатель Уильям Стёрджен, которому, кроме того, принадлежит честь создания электродвигателя. Но школьный электрический звонок — заслуга Джозефа Генри. В 1831 году он первым в истории в школе для мальчиков в Олбани (штат Нью-Йорк), где работал профессором, стал созывать этим звонком своих учеников на занятия. Характерно, что сам Генри эту школу и окончил.
Удивительно, но факт — понадобились долгие годы, чтобы электрозвонок пришёл в школы. Когда именно он появился в учебных заведениях самих Соединённых Штатов, сказать не могу, но что касается России, то у нас это чудо науки и техники стало школьной повседневностью только в ХХ веке. Причём и сегодня иные очень старенькие бабушки и дедушки помнят, как в их сельской или райцентровской школе ходил по коридорам сторож или дежурный учитель и тряс колокольчиком:
— Пора на урок!
Эти колокольчики звонили в гимназиях, реальных училищах и даже в университетах ещё со времён царя Гороха. Где-то действительно строгие, где-то — с ласковым малиновым перезвоном, а где-то — чуть не вечевые или, наоборот, скромные ямщицкие…
Впрочем, многие учебные заведения в разных странах обходились без всяких колокольчиков. На очередной урок воспитанников сзывали просто голосом, а про завершение занятий возвещал сам учитель.
И всё же история сохранила в своей памяти сведение о том, каким был самый первый школьный звонок…
В IV веке до нашей эры неподалёку от древних Афин, которые в ту пору были, конечно, ещё вовсе не такими древними, росла священная оливковая роща. Священной она считалась потому, что в ней, по преданию, был похоронен мифологический герой Тесей.
Вот в этой-то роще и проводил занятия со своими учениками философ и писатель Платон. Свою школу он назвал Академией, по имени того самого Тесея. Академия просуществовала почти тысячелетие — до 529 года уже нашей, само собой, эры. А Платон, в отличие от высокочтимого им Тесея, жив и поныне. Во всяком случае, наши современники до сих пор читают его произведения, поражаясь немеркнущей мудрости и актуальности рассуждений философа.
Так вот, Платон, помимо отвлечённых понятий, оперировал и вполне конкретными. Он создал водяные часы своей собственной конструкции. Вода, налитая в ёмкость до нужного уровня, переливалась в специальную камеру и вытесняла оттуда воздух, причём не куда-нибудь, а в трубку с закреплённой на конце флейтой. Вот звуки флейты, на которой «играл» воздух, и служили ученикам сигналом к началу занятия.
Короче говоря, первый школьный звонок, придуманный великим Платоном, был мелодичным, а значит, всё-таки добрым. Хотя и звал на урок, а не с урока.
Post Scriptum
— Классно-урочную систему первым применил чешский педагог Ян Амос Коменский. В конце урока он звонил в колокольчик.
— Праздник последнего звонка для выпускников впервые состоялся в 1948 году. По инициативе заслуженного учителя школы РСФСР Фёдора Брюховецкого, этот праздник прошёл в московской школе №182. Эта школа существует и сегодня, вот только носит другой номер — 1388.