XXI век: пыточная камера смотрит в мир

Марианна Баконина
Октябрь11/ 2021

Опубликовано видео пыток в саратовской тюремной больнице. Ужасающее, немыслимое. Реакция последовала незамедлительно  уголовные дела, отставки, взыскания. Но остаются вопросы: почему и зачем?

Как ни цинично это звучит, но пытки — порождение цивилизации. Первобытным собратьям людей не было никакого резона пытать опасного чужака или провинившегося соплеменника. Убить — да, съесть после этого тоже возможно, а вот пытка — это уже признак развитых институтов и изощренного законодательства. Пытка — это средство наказания, устрашения или способ получить признание.

За множество минувших столетий цивилизованное человечество, от Китая и Рима до Перу и Москвы, придумало множество изощреннейших способов терзать и мучить тех, кого считали провинившимися или опасными. Бросить на съедение диким зверям, отсекать конечность по частям, привязать к столбу и отрезать кусочки кожи, пока жертва не истечёт кровью… Как написано у Аристофана в «Лягушках» — «Бери его, пытай его!… По-разному: плетями бей. Души, дави, на дыбу вздерни, жги, дери, крути суставы, можешь в ноздри уксус лить, класть кирпичи на брюхо. Можешь всё!».

Это «все» проделывали палачи-пытошники повсюду. В лондонском Тауэре, московском Судебном приказе, подземельях Святой инквизиции, возле ацтекских пирамид.

Но есть одно «но». Сами палачи воспринимали свои деяния как дело угодное Богу, власти и обществу. Суровый инквизитор, забивая ноги ведьмы в испанский сапог, был уверен, что, вымучивая признание, спасает её бессмертную душу! Судья в московском застенке, вздергивая на дыбе бунтовщика, был убеждён, что верно служит царю и отечеству. Точно так же думали британские лорды или французские шевалье, расправлявшиеся с заговорщиками или еретиками. Даже комендант Освенцима, отправлявший в газовые камеры толпы заключённых, действовал по приказу и, как он считал, в соответствии с интересами Рейха. А следователь НКВД, выбивавший зубы будущему маршалу Рокоссовскому верил в идеалы пролетарской революции…Такое повсеместное изуверство ради общественного блага…

Так шли века…  Но потом — где-то раньше, где-то позже — пришло осознание, что пытка ради получения признания или как вид наказания не эффективна, даже контрпродуктивна. Как писала Екатерина Великая: «Странно, как роду человеческому на ум пришло лучше… верить речи в горячке бывшего человека, нежели с холодной кровью; всякий пытанный в горячке и сам уже не знает, что говорит». От пыток как легального способа ведения следствия отказались. Где-то раньше, где-то позже.

Правда нигде и никогда не обходилось без эксцессов. Уже в XXI веке в Гуантанамо или Абу-Грейбе агенты ФБР, защищающие демократические ценности, пытали водой или удушением, сажали в клетки и водили на собачьем поводке опасных террористов, чтобы как можно скорее покончить с главной угрозой для цивилизованного мира — Аль-Каидой (организация, запрещённая в РФ). И это были всё те же благие намерения, которыми вымощена дорога в ад…

Но природа пыток, снятых на видео в саратовской тюремной больнице и, как уверяют правозащитники, в сотнях других колоний и лагерей, принципиально иная. Никто не может толково и непротиворечиво объяснить, зачем и почему массово, методично и жестоко подвергали истязаниями десятки людей, да еще фиксировали это на видео.

То ли это тюремные активисты помогали администрации поддерживать порядок и дисциплину, то ли они при молчаливом одобрении тюремщиков вымогали деньги у собратьев-осуждённых, то ли по заданию следствия выбивали нужные для нового дела признания, то ли выполняли заказ, полученный с воли от врагов осуждённых.

Но всё это звучит иррационально, дико и даже нелепо. За этими изуверствами уже не цивилизация, не ложно понятая забота о благе власти и общества, а садистский морок. Это хтоническая бездна, в которую рухнули и палачи, и те, кто позволял им палачествовать, и те, кто притворялся, что ничего не ведает и не замечает.

Комментируя эту кошмарную историю, часто вспоминают Ницше: «Человек — это покрытый тонким слоем лака цивилизации, прирученный дикий зверь» И когда лак истоньшается, проступает звериная жестокость, как у этих тюремных пыточных дел мастеров.

Это неверно и даже оскорбительно для зверья, никогда не запятнавшего себя пытками себе подобных. Эта бессмысленная изуверская жестокость как раз порождение извращенной цивилизации, которую принято называть тюремной. Лак этой цивилизации настолько толст и непробиваем, что отскрести его невозможно. Тут не помогут просто уголовные дела и расследования, выговоры и служебные проверки. Эту бездну породило не озверение, а расчеловечивание, и нужны воистину человечные лекарства, чтобы эта хтоническая бездна закрылась или исчезла.

Только получится ли найти такие лекарства?

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

десять − восемь =