XXI век будет зависеть не от технологий, как утверждают модные футурологи, а от изменений климата и проблем экологии. Об этом новая книга известного эколога Юрия Шевчука «Россия в 2050 году».
Природа наносит ответный удар
Состоявшаяся в Глазго в конце октября — первой половине ноября 26-я конференция ООН по изменению климата не принесла весомых результатов.
Да, в итоге главы 100 с лишним государств, в которых находится 85 процентов лесов Земли, обязались прекратить их вырубку, но — к 2030 году. Кроме того, свыше 40 стран заявили, что перестанут использовать уголь, но — в их числе нет самых крупных национальных экономик. Более 80 стран достигли соглашения о сокращении выбросов метана, но опять-таки — лишь на 30 процентов к 2030 году.
Человечество напоминает заядлого курильщика, который, конечно, понимает, что потребление табака ведёт к пагубным последствиям, но продолжает курить, считая, что, если с ним не случилось ничего плохого до сих пор, то и впредь не случится.
Однако на самом деле процесс уже начался. Глобальное потепление — это уже реальность. Пока его значения минимальны: средняя температура выросла в последние несколько десятилетий на 1–2°С, в зависимости от регионов планеты. Но не надо обманываться — потепление нарастает. Тают арктические льды и высокогорные ледники, во многих местах участились сильные паводки и наводнения, обильные, размывающие плодородную почву ливни, а где-то уже пересыхают или пересохли реки и водоёмы, во многих странах каждое лето устанавливается аномальная жара, граничащая с человеческими возможностями.
При росте средней температуры на 3°С ситуация станет необратимой. В последнем отчёте Межправительственной группы экспертов по изменению климата ООН указывается, что этот критический порог Земля перешагнёт уже в конце нынешнего десятилетия. Это прямая угроза того, что воды океанов и морей поднимутся, затопив прибрежные территории, включая города, из-за хронических засух и опустынивания земель резко упадёт урожайность, потепление на суше и в мировом океане приведёт к гибели многих видов фауны и флоры…
Впрочем, для нашей планеты это вполне нормальные процессы. Как доказал в 1997 году американский климатолог Джерард Бонд, климатические колебания температуры в эпоху голоцена («циклы Бонда») повторяются примерно раз в полторы тысячи лет. Последний такой кризис произошёл в III–V веках н.э.
Влияет ли на нынешнее изменение климата человеческий фактор? Да, влияет. Среди всех парниковых газов, которые имеют решающее значение для потепления климата, примерно 8 процентов, по оценкам специалистов, имеют антропогенное происхождение.
Много это или мало? Для того, чтобы избежать климатического кризиса, — мало. Но для того, чтобы замедлить этот кризис и сделать его более плавным, — этого может оказаться вполне достаточно.
Человек — homo неразумный
Мы уже взяли у природы все её милости, и теперь пришла пора рассчитываться за собственное хищничество.
А оно продолжается. Деятельность человечества даже сегодня сравнима разве что с действиями дикаря-завоевателя: «что можно — пограблю, что нельзя — уничтожу».
В океанах плавают огромные острова из пластиковых отходов. Один из них, самый крупный, — в северной части Тихого океана, площадью от 700 тыс. до 1,5 млн км². Только в этом году и только в России сгорело (в значительной мере из-за людской глупости и безответственности) 18,1 млн. га лесов.
Биосфера самовозобновляется, если её потребление составляет 1 процент чистой первичной продукции глобальной биоты, а сейчас этот показатель превышен в 10 (!) раз.
Ежегодное производство продовольствия в мире составляет 4 млрд. т. Но из этого количества на стол потребителю попадает лишь 2,7 млрд т, остальное уничтожают насекомые, пропадает в ходе уборки и транспортировки, гибнет при хранении и продаже. Однако и получаемые тонны люди съедают далеко полностью. По данным ООН, американские семьи выкидывают на помойку в среднем треть пищевых продуктов, и в других странах этот показатель не намного меньше. И в то же время сотни миллионов людей голодают, умирают с голода.
Впрочем, если бы завтра каким-то чудом все обитатели нашей планеты обрели возможность полноценно питаться, для этого понадобилось бы ещё две Земли.
Большинство специалистов говорят, что, исходя из разумных возможностей планеты, население всего мира должно составлять от 600 млн до 1 млрд человек. А сейчас оно быстро приближается к 8 млрд. И надежда учёных ХХ века на то, что скоро рост рождаемости остановится и затем начнёт снижаться, не оправдывается.
Российский вариант
Перенаселённость Земли, наше потребительское к ней отношение, изменение климата — в последнее время обо всём этом было много сказано и написано. С цифрами, фактами и прогнозами катастрофических последствий. А вот что делать, кроме борьбы с загрязнением природной среды, — ничего или почти ничего не говорится.
В небольшой по объёму книге Юрия Шевчука, наряду с общей картиной того, что происходит сегодня и что ждёт человечество в ближайшие годы и десятилетия, даны также конкретные рекомендации, в частности для России — как подготовиться к нарастающему кризису и минимизировать его пагубное воздействие.
Огромная территория нашей страны, в которой проживает всего 2 процента населения планеты и находится 40 процентов мировых природных богатств, — это, конечно, хороший стартовый вариант перед лицом грядущих катаклизмов. Но эти факторы таят в себе и серьёзную опасность.
На наших южных границах, достаточно удалённых от центра, находятся азиатские государства, в которых очень скоро летние температуры повысятся до критических значений, обмеление рек и водоёмов приведёт к засухе и острейшей нехватке воды, в том числе питьевой, урожайность зерновых, по прогнозам Всемирного банка, уже к середине века упадёт на 30 процентов.
Это неминуемо вызовет появление миллионов беженцев. И большинство из них, надо полагать, устремится не в Евросоюз, который, как показали недавние события на белорусско-польской границе, уже не готов принимать новые толпы иммигрантов из Азии и Африки. Значит, Россия должна быть заранее готова к такому нашествию при дальнейшем уменьшении своего коренного населения.
Вместе с тем, как считает Юрий Шевчук, нашей стране предстоит учесть, по крайней мере, ещё пять вызовов, с которыми она столкнётся в ближайшем будущем.
Первое: сокращение доступных природных ресурсов в связи с ускоренным переходом возобновляемых ресурсов в невозобновляемые.
Второе: рост длительности и мощности всё более частых стихийных бедствий.
Третье: значительное снижение урожайности, которое будет связано с неблагоприятными природными, в том числе климатическими, явлениями.
Четвёртое: нестабильность эпидемиологической обстановки и, как следствие, возможное ухудшение состояния здоровья россиян.
Пятое: рост числа граждан, которые будут нуждаться в материальной и медицинской помощи со стороны государства.
…Может ли Россия справиться со столь серьёзными вызовами?
Несомненно.
В стране уже сегодня есть для этого немало возможностей.
Это сельское хозяйство, давно порвавшее с советской тотальной зависимостью от закупок продовольствия за рубежом и по ряду позиций вышедшее на первые места в мире.
Это — как бы мы её ни критиковали, причём зачастую справедливо — социально ориентированная и вполне эффективная система здравоохранения.
Это мощные и широко разветвлённые структуры Министерства по чрезвычайным ситуациям.
И это, наконец, армия, имеющая на вооружении необходимый арсенал современных средств для защиты государственных границ.
P.S. Изменение климата и антропогенное влияние на экологию — лишь часть глобальной проблемы грядущего перехода человечества в иную климатическую эпоху и в новую цивилизационную модель, связанную с развитием технологий. Не менее важна, как считает Юрий Шевчук, выработка новой этики, которую потребует такая трансформация. Но об этом в следующий раз.