Будущее. Куда ведёт алгоритм истории человечества?

Историки и философы пытаются поделить мировую историю на отдельные стадии, чтобы понять её алгоритм и, в конечном счёте, предугадать грядущее. Попыток было немало, но есть ли удачные?

Тайны пятичленки

Если вы учились в советской школе или в советском вузе, то, конечно, помните марксистскую теорию пяти исторических формаций, которые сменяли друг друга на протяжении тысячелетий. Доклассовое общество — рабовладельческое общество — феодализм — капитализм — социализм.

Кто учил про эту пятичленку, тот её до смерти не забудет. Её вбивали в головы школьников и студентов, как гвозди, год за годом, пока не умерла советская власть.

Между тем сам Карл Маркс (1818–1883) ничего такого никогда не писал. Будучи экономистом, он анализировал историю «по своей специальности»: «в основных чертах в качестве прогрессивных ступеней экономического развития общества можно назвать азиатский, античный, феодальный и современный буржуазный способы производства» [2. Т. 13. С. 7]. «Азиатский» выбивается из общего исторического ряда потому, что Маркс считал азиатские общества — в том числе Россию — неизменными.

Пятичленку придумали в начале 1930-х годов в Ленинградской академии материальной культуры. Оттуда она была тихо, без ссылки на авторство, позаимствована, возведена в ранг марксизма и включена в «Краткий курс истории ВКП(б)», к сочинению которого приложил руку сам Сталин  [3. С. 128–129].

В «Кратком курсе», который впервые был опубликован в 1938 году и до смерти «великого вождя» служил советским Евангелием, говорилось:  «Истории известны пять основных типов производственных отношений: первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический» [1. С. 119].  (К слову, это очередное издание вышло в 1945 году, когда страна ещё лежала в руинах и народ голодал, но тираж составлял 10 миллионов (!) экземпляров.)

Все эти «глубоко научные экзерсисы» понадобились Сталину, чтобы показать: построенный им социализм — это та формация, которая перейдёт в коммунизм.

Некоторые элементы коммунистического общества и вправду появились. Но не в СССР. В сегодняшней России, как и в других хотя бы мало-мальски экономически развитых странах, потребитель видит изобилие товаров и услуг, да и привычные деньги почти вышли из обихода, уступив свою роль банковским картам, различным гаджетам и вовсе виртуальным биткоинам.

Однако ленинско-сталинские представления о коммунизме не имеют к этому никакого отношения.

 

Неизбежность глобализма

Всемирно известный немецкий мыслитель Карл Ясперс (1883–1969) делил прошлое человечества на три части.

Первая, доистория, «охватывает время становления человека — от возникновения языка и рас до начала исторических культур». Эта фаза, скрытая от нас глубинами тысячелетий, хранит «тайну человеческой сущности», а также происхождения нашей свободы и множества других понятий.

Вторая, собственно история, охватывает примерно 5 тыс. лет зарождения, жизни и в некоторых случаях гибели цивилизаций и культур в Азии, обеих Америках и Европе. Это и есть то прошлое, которое подлежит предметному изучению всеми нами, от историков до школьников.

И третья, мировая история, которая началась в ХХ веке. Именно в этом столетии, в результате развития экономики и технологий, отдельные культуры и обрели взаимосвязанность, взаимозависимость, и нáчало быстро развиваться глобальное единство мира [5. С. 92–93].

Канадский философ и культуролог Маршалл Маклюэн (1911–1980) в основу периодизации мировой истории положил способы коммуникации. И таких периодов у него получилось четыре.

Эпоха «племенного человека»: обладание органами чувств, умение говорить и даже изобразить на стене пещеры зверя, птицу, человека.

Эпоха письменности: владение различными видами письма — предметным, пиктографическим, узелковым, иероглифическим, слоговым, алфавитным.

«Галактика Гутенберга»: освоение и развитие печатной письменности, которое открывает широкое типографское тиражирование текстов и изображений.

«Галактика Маркони»: начало эры электричества привело человечество к механистическому фрагментарному псевдоединству видеокультуры (имя маркиза, одного из изобретателей телеграфа, — условность).

Выдающийся американский социолог и футуролог Элвин Тоффлер (1928–2016) вычленил в истории человечества три волны в зависимости от способа производства и потребления.

Первая волна — патриархальная (традиционалистская) модель. Это так называемая цивилизация землепашцев — людей, ведущих натуральное хозяйство и потребляющих то, что сами произвели.

Вторая волна — индустриальная модель. Это общество, в котором каждый производит что-то одно, а потребляет произведённое другими.

И, наконец, третья волна — новая цивилизационная модель, к которой человечество начало переходить во второй половине ХХ века, и теперь буквально с каждым днём этот переход разворачивается всё активнее.

Для этой модели характерно, что производителем является уже не только человек, но и робот, т.е. искусственный интеллект, а человек потребляет как произведённое другими, так и самим собой (например, распечатал нужное тебе на 3D-принтере и пользуешься).

Но самое главное — средства производства, а также товары и услуги постоянно меняются. Это перманентно модернизирующийся рынок средств производства и потребления, постоянно обновляющиеся рынки труда и инвестиций, а ещё, конечно, неизменно обновляемые знания [4].

 

Осторожно: грядущее!

Некоторые мыслители считают, что подобные попытки расчленить мировую историю на части — искусственны. Ну, хотя бы потому, что никакого прогресса нет. А есть отдельные культуры, которые в разные времена охватывали (да и в наши дни охватывают) большие государства и регионы планеты. Такой точки зрения, в частности, придерживались русский социолог, идеолог панславизма Николай Данилевский (1822–1885) и английский историк и социолог Арнольд Тойнби (1889–1975).

Оба мыслителя, а также их главные труды — «Россия и Европа» и «Постижение истории» (в 12 томах) — по сей день пользуются большой популярностью. Тем не менее, эти работы не только не дают философского понимания направленности всемирной истории, но в известной мере её даже отрицают.

А вот в других теориях — за исключением пятичленки, с её ложным обещанием всеобщего коммунистического процветания и счастья, — такая направленность чётко прослеживается. Эти теории говорят о наступлении глобализма и его особенностях, в том числе несущих угрозы для мировой культуры и для существования самого человека.

Это теории-предостережения, дающие людям возможность разглядеть опасности грядущего и, по возможности, их избежать.

 

Литература

  1. Краткий курс истории ВКП(б). М., 1945
  2. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд.
  3. Лурье Я.С. История одной жизни. СПб., 2004
  4. Тоффлер Э. Третья волна. М., 1999
  5. Ясперс К. Истоки истории и её цель // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994


Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

17 − два =