«Коллективный Запад» заявил, что объявляет России тотальную экономическую войну. Но на деле она вдобавок оказалась также войной культурной и спортивной…
Дитер Райтер, бургомистр Мюнхена уволил Валерия Гергиева с должности главного дирижёра Мюнхенского симфонического оркестра. Своё решение бургомистр объяснил следующим образом: «Гергиев не дал комментариев, несмотря на мою просьбу чётко и недвусмысленно дистанцироваться» от того, что происходит в Украине.
А теперь поставьте себя на место Валерия Гергиева. Это же, по сути, не просьба, а самый настоящий ультиматум: скажешь, что Путин плохой, мы тебя оставим, если нет — убирайся! И как на такое отвечать? Лучше всего — никак. Уважающий себя человек не позволит никому разговаривать с собой в подобном тоне. Гергиев, судя по всему, так и сделал — промолчал, предпочитая не опускаться до каких бы то ни было объяснений.
Аналогичная ситуация произошла в Амстердаме, где уже без малого два десятка лет находится филиал петербургского Эрмитажа.
3 марта голландская сторона уведомила, что «многолетнее общение прерывается, поскольку в новых политических реалиях дистанцироваться от политики более не удаётся». В переводе на общепонятный язык это означает: мы больше с вами знаться не намерены.
Вероятно, такое заявление амстердамского музея было вынужденным, то есть продиктованным властями. Но сути дела это не меняет.
Более важно: и что теперь? А теперь проходившая в Амстердаме выставка «Русский авангард. Революция в искусстве» закрыта раньше срока. Сейчас, как сообщили в Эрмитаже, петербуржцы вместе с голландскими коллегами работают над тем, чтобы как можно скорее вернуть все экспонаты с берегов реки Амстел на берега реки Невы. О возможности дальнейших выставок эрмитажных сокровищ в Нидерландах сейчас никто даже не заикается.
Боюсь, оба эти печальных факта — лишь первые звенья в цепочке.
Между тем печаль не только в том, что мюнхенцы больше не услышат в интерпретации Гергиева «Весну священную» Игоря Стравинского или Вторую симфонию Сергея Рахманинова, а жители и гости Амстердама не увидят уникальные шедевры из коллекций одного из крупнейших музеев мира.
Вопреки древней поговорке, когда говорят пушки, музы не должны молчать. Они призваны напоминать, что есть ещё другая жизнь, и эта жизнь прекрасна.
Кроме деятелей искусства и культуры, санкции коснулись также спортсменов.
Международные федерации уже лишили российских представителей различных видов спорта права участвовать в ряде крупнейших международных соревнований. В том числе и паралимпийцев, им отказано в возможности выступать в Пекине.
Конечно, побеждать в состязаниях без участия одной из ведущих спортивных держав всегда легче. Но честнее ли? Вопрос риторический — голоса отдельных спортсменов из некоторых стран в защиту российских коллег не были поддержаны спортивными чиновниками. К сожалению, мы пока не услышали, чтобы кто-то в национальных и международных спортивных федерациях, а также в МОК вспомнил, что олимпийское движение должно быть вне политики и что даже вне этого движения существует такое прекрасное понятие, как «честная игра» — fair play.
Отстранять от участия в соревнованиях спортсменов, которые ни в чём не виноваты, — не только бесчестно. Это попросту бесчеловечно, ведь век спортсмена так короток, а поддержание спортивной формы требует каждодневного труда на пределе человеческих возможностей. Вдвойне это бесчеловечно в отношении спортсменов с ограниченными физическими возможностями.
…Ещё раз повторю: когда говорят пушки, музы не должны молчать. Пушки разъединяют людей, деятели культуры и искусства, спортсмены их объединяют. И не надо вовлекать их в политически страсти.
Это особенно важно помнить в сегодняшнем мире, который — нравится это кому-то или нет — стал по-настоящему глобальным. Все мы — одна большая деревня. Все мы — соседи по планете. И другой планеты у нас нет.