Ураган санкций. Надолго ли?

Волны санкций обрушились на Россию, как тропический ураган. Наказывают всех — оперных див, грузоперевозчиков, любителей фастфуда и русской литературы, кошек и собак. Но смогут ли перевоспитать?

 

Стандартный тропический ураган, из тех, что пролетают над Карибами или Багамами чуть не каждые три дня и не попадают в сводки новостей, для неподготовленного человека — страшное стихийное бедствие.

Всё тихо-спокойно, солнышко светит, лёгкий ветерок играет ветвями пальм, и вдруг за минуту небо становится чёрным, ветер гнёт пальмы к песку, разверзаются хляби небесные, и на землю обрушиваются стены воды… Страшно, аж жуть!

А ещё через десять минут снова ласково светит солнышко, море голубеет, и на небе ни облачка. Человек подготовленный даже от бокала дайкири не отвлечется, чтобы поглазеть на разбушевавшееся море, а тому, кто сталкивается впервые, — по-настоящему страшно. Но только в первый раз.

Вот и с санкциями, которые градом посыпались на Россию, точно такая же история — сперва страшно, а потом привыкаешь.

Ответственные американские и европейские политики уже месяца три или четыре твердили, что они упорно работают над перечнем антироссийских санкций, а потому, если Кремль себе позволит… Списки составлены, планы разработаны, имена названы… И это случилось.

Дальше санкции закружились в ураганном карнавале. Либо все пошло не по плану, либо планы были неработоспособные.

Отлучить российских параолимпийцев от Пекинской Олимпиады! Запретить Достоевского и Гергиева! Арестовать яхту олигарха Мельниченко! Конфисковать лондонский дом олигарха Абрамовича и швейцарское шале банкира Авена! Запретить собакам и кошкам с российскими паспортами участвовать в международных выставках! McDonald’s хлопнул дверью! Вслед за ним ушли пафосные Gucci, Balenciaga, Yves Saint Laurent, Louis Vuitton Moet Hennessy, Chanel и более демократичные Bershka, Pull&Bear, H&M и Zara. Страшно… Европейцы отказались от русской водки, русской икры и русских алмазов… А заодно лишили россиян швейцарских часов и односолодового коллекционного виски… Звучит грозно, но всё же больше похоже на показательную порку или подростковый бойкот.

Есть меры посерьезнее. Запрет на экспорт того, что жизненно необходимо для полноценного функционирования российской экономики: электронные чипы, запчасти для самолётов. Правда, это оружие обоюдоострое, для производства чипов нужны российский палладий и российский неон…

Но чтобы всерьёз наказать Россию за её скверное, с точки зрения Запада, поведение, нужны совсем другие санкции, на которые решиться значительно сложнее. Скажем, нефть… Европейцы не могут отказаться от русских углеводородов — точнее, могут, но лет через десять, когда или шах или осёл, или кто-то ещё уйдут в мир иной…

США прямо сейчас решительно отказались покупать русскую автократическую нефть. Правда, тут случилась неувязка. Из-за этого пришлось идти на поклон к венесуэльскому диктатору Николасу Мадуро, которого те же США попытались «отменить», как сейчас «отменяют» Россию, ещё несколько лет назад,. Тот же Запад тогда назначил официальным президентом этой мятежной латиноамериканской страны Хуана Гуайдо, который какое-то время даже проживал в Вашингтоне и выступал с пламенными речами перед Конгрессом. Еще в Римской империи существовала удобная практика держать про запас потенциальных правителей соседних стран, чья политика считалась недружественной.

Но когда речь о нефти — про Гуайдо можно подзабыть. Стоит добавить, что российская нефть как раз заменила в США нефть венесуэльскую, санкционированную в 2019 году, когда Мадуро неправильно победил на неправильных выборах. Тогда его с семьёй и приближёнными санкционировали за «нарушение прав человека, фальсификацию выборов, торговлю наркотиками, коррупцию и валютные махинации». Но теперь, в таких экстремальных обстоятельствах, пришлось закрыть глаза на эти ужасные деяния. Такова санкционная реальность, которая сильно отличается от санкционных фантазий.

Вообще-то, торгово-экономические санкции — явление не новое. Ещё Перикл продавил через Афинскую Ассамблею запрет для купцов города Мегары торговать на рынках Афин и в портах контролируемого Афинами морского союза. Город наказали за то, что там давали приют и убежище беглым афинским рабам. Наполеон тоже играл с экономическим оружием и пытался задушить Великобританию с помощью континентальной блокады. В обоих случаях санкции не сработали, и дело всё равно кончилось войной. В итоге отнюдь не победоносной для Афин и Франции.

Но философия санкционных режимов — это уже ХХ век, век торжества гуманизма. После Второй мировой войны Объединённые нации решили, что война дело грязное, бесчеловечное и дорогостоящее. Воевать дурно. А наказывать нарушителей мирового порядка можно с помощью санкций. Первоначально предполагалось, что вводить торгово-экономические санкции против провинившейся страны можно только по решению СБ ООН, но потом стали практиковаться и санкции, вводимые одной страной или группой стран.

Теоретически санкции должны вынудить наказанную страну скорректировать своё недопустимое поведение. На практике это случилось лишь пару раз в истории международной санкционной политики. Куба живёт под санкциями более полувека, почти полвека живёт под санкциями Иран…

Самые жестокие санкции с санитарными бомбардировками и тотальной блокадой были введены против Ирака при Саддаме Хусейне. Видные американские экономисты написали сотни умных книжек, пытаясь понять, почему же антисаддамовские санкции не заставили жестокого правителя пойти на уступки, а народ, который буквально умирал от нехватки еды и лекарств, не восстал, чтобы свергнуть своего властелина. Для решения вопроса всё равно потребовалось военное вторжение.

Одного единственного ответа на этот вопрос высокомудрые экономисты не нашли, но факт остаётся фактом — санкции решают многие проблемы. Скажем, помогают повысить рейтинги политиков в собственной стране — мол, мы очень высокоморальные и добиваемся справедливого мироустройства. Санкции могут серьёзно осложнить жизнь народа в попавшей под санкции стране. Но рано или поздно к санкциям привыкают, приспосабливаются, санкции надоедают и самой санкционирующей стороне — в конце концов, идеалы, идеалами, а бизнес есть бизнес.

Так что McDonald’s хлопнул дверью, а пафосные Gucci, Balenciaga, Yves Saint Laurent, Louis Vuitton Moet Hennessy, Chanel и более демократичные Bershka, Pull&Bear, H&M и Zara объявили бойкот России очень аккуратно, так, чтобы уйти, но вернуться, когда небо прояснится после тропического урагана.

 

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

3 − 1 =