Почему нынче в молодых мужчинах так мало романтики, далеко не всегда встречаются твёрдые понятия чести и достоинства. Может, потому, что они в детстве не читали Жюля Верна и Вальтера Скотта?
Стоит у меня на кухне колонка с радио «Алиса». Играет разную музыку, в основном ту, что нам нравится.
И вот сегодня, как обычно, играла она что-то вполне нейтральное, как вдруг зазвучала увертюра Исаака Дунаевского из кинофильма «Дети капитана Гранта». Знает хитромудрая «Алиса», что к Дунаевскому я неравнодушен. И сразу пахнуло в лицо солёным воздухом, плеснул, расправляясь на ветру, парус, и я на мгновенье словно вернулся в те времена, когда все мы в душе были пятнадцатилетними капитанами и хоть сейчас готовы были отправиться на поиски Гарри Гранта.
Эта мысль давно не отпускает меня: как же мы не заметили, что медленно испарился жанр классической подростковой приключенческой прозы, без которой когда-то немыслимо было представить себе литературу!
Отличный пример — чеховский рассказ «Мальчики», где один из мальчишек именовал себя Монтигомо Ястребиный Коготь и мечтал отправиться в Америку спасать индейцев. Я глубоко убеждён, что приключенческая литература для подростков никогда не преследовала цель развлекательную. Она воспитывала, она расширяла кругозор. Зачем придумывать истории про попаданцев, если окружающий мир всегда давал достаточно сюжетов и идей.
Замечательный популяризатор науки Жюль Верн написал много чудесных романов — «Таинственный остров», «Школа Робинзонов», «5 недель на воздушном шаре», «20000 лье под водой», «Путешествие к центру земли», но, на мой взгляд, вершины его творчества — «Дети капитана Гранта» и «Пятнадцатилетний капитан». Полторы сотни лет прошло с тех пор, а книги эти нисколько не потеряли актуальности. Предлагая подростку немалые сведения в области географии и естествознания, они, помимо прочего, повествуют о дружбе, взаимовыручке, воспитывают правильное отношение к жизни.
Есть книги, которые в определённом возрасте непременно нужно прочесть. Взрослому уже не осилить «Охотников за растениями» или «Затерянных в океане» Майн Рида, а подростки в своё время буквально ими зачитывались. А есть ещё его же «Оцеола — вождь семинолов» и потрясающий «Морской волчонок», где все действие происходит в замкнутом пространстве трюма корабля, и главный герой-подросток использует всю силу воли и полученные ранее знания, чтобы выжить в этих условиях.
Тот же Райдер Хаггард в таких книжках, как «Копи царя Соломона» или «Дочь Монтесумы», всегда предлагал некий экскурс в историю, пусть во многом и фантастическую, а «Капитан Сорвиголова» Луи Буссенара являл образец героизма и находчивости, помогая бурам в англо-бурской войне. Поклонники Рафаэля Саббатини, помимо того, что, затаив дыхание, следили за приключениями благородного капитана Блада, ещё и знакомились, пусть вскользь, с геополитическими реалиями времён корсаров и каперов.
Вспомните — есть также «Остров сокровищ» Роберта Льюиса Стивенсона, «Айвенго» Вальтера Скотта, «Последний из могикан» Фенимора Купера, «Затерянный мир» Конан Дойля, «Сердца трёх» Джека Лондона, «Наследник из Калькутты» Роберта Штильмарка, «Приключения Томека Вильмовского» Альфреда Шклярского, «Харка — сын вождя» Лизелотты Вельскопф-Генрих…
Ещё раз подчеркну — приключенческие книги для детей и юношества (как их принято было раньше называть) преследовали две основополагающие цели — воспитание и образование. Воспитание чувств и познание мира — именно то, чего, на мой взгляд, так не хватает современным детям.
В первую очередь, человека, конечно же, воспитывает семья, но за последние четверть века сложилась ситуация, когда зачастую родители не советуют своим детям, какие книги им стоит прочитать. И не потому, что им некогда и они замотаны работой, а потому, что сами этих книг не читали.
Сегодня частенько презрительно отбрасывают в сторону замечательные образцы советской детской литературы под предлогом, что, мол, они были заидеологизированы. Но ведь ребёнка никакая идеология особо не интересует, а вот принципы благородства, порядочности, честности, верности он впитывает как губка. Уверен, каверинские «Два капитана» или рыбаковский «Кортик» иначе как положительно на ребёнка повлиять не могут.
Никакая лекция, никакие учительские нотации или мамины-папины наставления не способны внушить ребёнку те непреходящие человеческие ценности, которыми так богата отечественная и зарубежная приключенческая литература. Впоследствии можно забыть сюжеты, но впечатление, полученное в юном возрасте, как правило, остаётся навсегда.
Так что не упустите момент, дайте детям в руки те книги, которые впоследствии останутся с ними на всю жизнь, наполняя паруса свежим ветром и будоража душу.