Дело не в «болонке», а в системе

В Думе заговорили об отказе от Болонской системы образования как чуждой и некачественной. Но разве качество знаний зависит от системы?

В связи с Болонской системой, которая дозволяет менять траекторию образования, чтобы получить индивидуальную структуру знаний вспомнился анекдот.

В магистратуру ветеринарного института приходит абитуриент, пишет заявление на получение второго магистерского образования. Его спрашивают про первое. Парень отвечает: «Молекулярная генетика, а бакалавриат — фольклористика». В приёмной комиссии впечатлены, но интересуются: «А зачем вы хотите стать звериным доктором?» Паренёк грустно вздыхает и достаёт из кармана две избушки на курьих ножках: «Уже неделю, как есть перестали».

Соль шутки в том, что Болонская система действительно позволяла скрестить ужа и ежа, и в результате получались странные специалисты. Не всегда настолько талантливые, чтобы вывести при помощи генной инженерии сказочную избушку.

Много копий было сломано вокруг «болонского процесса», который не то загубил чуть ли не идеальное советское высшее образование, не то позволил влиться в мировую семью университетов, обеспечив единство стандартов и унификацию дипломов. В реальности и то, и другое было мифом. Не существовало высококлассного советского образования, потому что диплом физмата МГУ или биофака ЛГУ был не равен диплому Урюпинского педагогического.

Более того, дипломы выданные МГУ или ЛГУ на одном и том же курсе тоже не были равноценными. Дело ведь не в названии, не в терминологии — бакалавр, магистр, специалист. Дело — не в стандартизации процесса обучения и взаимозаменяемости университетских курсов. Дело — не в словах и межгосударственных соглашениях, а в людях. Дело в том, кто учит и кто учится.

Проблема реформы российского высшего образования в его чрезмерной коммерциализации и при этом девальвации качества. Университеты принимают абитуриентов на платной основе и заинтересованы в том, чтобы дотащить их до диплома. Коммерция доминирует, даже когда речь идет о бюджетных местах. Государство выделяет университету определённую сумму на каждого бюджетного студента. Нет студента — нет денег. Университеты попросту не заинтересованы в отчислении нерадивых учащихся. Наоборот, им важно и выгодно выдать диплом бакалавра, а лучше потом ещё и магистра — всем, кого удалось заполучить.

Студенты это быстро понимают, и тут уж всё зависит от их личных качеств и добросовестности. Кто-то всё равно грызёт гранит науки, а кто-то филонит в открытую и норовит проскочить на халяву.

Это сильно сказывается на академической атмосфере и мотивации студентов и преподавателей. Требовательный профессор превращается во врага коллектива, виновника возможного сокращения штатов. Если он будет упорствовать и настаивать на отчислении лентяев или незнаек, ему либо объяснят, что к чему, либо выдавят из университета. После того как внедрили «подушевое финансирование» высшей школы и превратили образование в услугу, профессорско-преподавательский состав стал машиной для написания программ и составления отчётов.

Правильно отчитался — на хорошем счету. Не справляешься с бумагооборотом — кругом виноват. Болонская система, именуемая в университетах «болонка», бакалавриат и магистратура, споры вокруг сроков обучения и его схемы, как лучше — 4 и 2 или 5, или 2- 2-2? — никак не влияют на качество знаний, которые получают студенты. Из Болонского процесса можно выйти, можно в нём остаться, хотя ключевая цель «болонки» — взаимное признание дипломов — не достигнута.

А ещё можно создать некую «отечественную уникальную систему», о которой говорят чиновники. Эти разговоры об уникальности особенно пугают.

Но до той поры, пока образование, в том числе высшее, будет считаться услугой, а университеты подотчётными министерству конторами, — качество знаний не изменится. Университет — это сообщество профессоров и студентов, а не низовое подразделение для высокого начальства.

Ещё раз — дело в людях. Только тогда, перефразируя Василия Ключевского, студенты будут ценить профессоров, профессора понимать студентов, и те и другие гордиться университетом.

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

пять × 3 =