Будущее. 6 уроков для средней школы

Главная задача современной школы — чтобы её ученики на протяжении всей их будущей жизни тоже могли оставаться современными. Что для этого нужно?

Сейчас российская средняя школа и её учителя — под огнём критики, который ведётся со всех сторон.

Зачем завтрашним филологам знать формулу ускорения свободного падения и «правило буравчика», а завтрашним «технарям» — штудировать от корки до корки «Войну и мир» и разбираться в тонкостях поэзии Лермонтова? Какой смысл в уйме правил и исключений, которыми буквально перегружена грамматика русского языка?..

Родители, представители общественности, политические активисты и даже отдельные учёные от педагогики утверждают — школа безнадёжно устарела и живёт далёким прошлым. А мир ушёл вперёд, и уже никого не волнуют все эти «преданья старины глубокой».

Другие родители, другие представители общественности и другие учёные, а также, конечно, школьные учителя отстаивают позиции традиционной школы, заявляя, что в противном случае культура и знания молодёжи упадут ниже плинтуса.

Спор этот идёт уже не первый год, и конца ему до сих пор не видно. А дело, на мой взгляд, в том, что у обеих сторон нет чётких критериев, какой должна быть наша школа. Причём не только для того, чтобы подготовить молодых к сегодняшней взрослой жизни, но также к завтрашней, послезавтрашней и после-послезавтрашней. Ведь если с миром не стрясётся какой-нибудь глобальной беды, большинство школьных выпускников нынешнего 2022-го увидят 2090-е годы и даже, вполне вероятно, начало будущего столетия.

Думаю, таких критериев  может быть шесть.

  1. Школа должна сформировать базовую культуру по основным отраслям знаний

Без тех самых «преданий старины глубокой» невозможно понять ни окружающую нас природу, ни законы и правила нашего социума, ни современное отечественное и мировое искусство. При отсутствии исторического основания, не имея интеллектуальной и духовной опоры, любые новые знания просто повиснут в воздухе. Это как строить дом, в котором нет фундамента.

А будущее — «общество знания». Беру оба слова в кавычки, потому что это научный термин, который ввёл в оборот американский экономист Питер Друкер ещё в далёком 1968 году [Дарендорф Р. Соблазны несвободы. Интеллектуалы во времена испытаний. М., 2021. С. 327 (комментарии редактора русского издания)].

  1. Школа должна научить учиться

С начала нынешнего века уже исчезли десятки профессий и появились десятки новых. В дальнейшем эта лавина будет только нарастать. РБК констатирует [Журнал РБК. 2020, № 9. С. 25]: 85 процентов всех видов деятельности, которые уже в начале следующего десятилетия будут выполнять сегодняшние школьники, ещё не только не существуют, но даже не имеют названий.

Специалисты говорят: чтобы угнаться за этой чехардой перемен, сегодняшним подросткам предстоит за свою жизнь освоить две-три, а иным и до пяти профессий.

Мы все учились понемногу, как говаривал Александр Сергеевич, и прекрасно знаем — это неимоверно трудная задача. Причина в том, что многие из нас не умели учиться, не всегда понимали, для чего это надо, и на каждый урок, зачёт, экзамен шли, как на Голгофу.

Поэтому сегодня задача не просто научить школьника учиться, а привить ему любовь к учёбе: чтобы она была в радость — радость узнавания и освоения нового. А кроме того — воспитать в ученике правило, согласно которому он в образовательном процессе не пассивная, а активная сторона, наравне с учителем.

Тогда в будущей кинокомедии зрители не станут смеяться, если студент скажет:

— Экзамен для меня — всегда праздник, профессор!

  1. Школа должна научить быстро и много читать, понимать и запоминать прочитанное

Любая машина, от примитивного автомата по продаже  чая и кофе до андроидного робота с ИИ, — набор алгоритмов. Но и многие люди, получив сегодня образование, — тоже, по сути, построены на алгоритмах. Они не мыслят, они используют те своды правил, которым их обучили в школе. В стандартных ситуациях такие образованцы проявляют себя хорошо, но в нестандартных — с треском проваливаются.

Почему нынешняя система образования во многих случаях делает упор на знании алгоритмов, догадаться нетрудно. Так учить легче, да и на рынке труда сегодня распространён запрос на исполнителей, а не на творцов и мыслителей.

Но это сегодня, а завтра всё выше будет цениться творческое начало, креативность.

И ещё одна проблема. В системе образования большинства стран Европы и Америки упор делается на профильное знание. Это стратегическая ошибка, которую у нас слишком часто стараются повторить. Такой узкий специалист, если (а правильнее сказать: когда) его профессия уйдёт в небытие, не сможет мало-мальски правильно выбрать для себя другое дело да и не сумеет его быстро, эффективно освоить.

  1. Школа должна научить думать и размышлять

Наступающую цивилизацию иногда ещё именуют информационной. Уже теперь вся жизнедеятельность кого и чего угодно — человека, учреждения, фирмы, структур власти — основана на умении критически оценивать предлагаемую информацию, анализировать её, выстраивать причинно-следственные связи, соединять разрозненные фрагменты в единую картину…

Вот только слишком многим таких умений явно не хватает. У нынешней молодёжи заметно больше знаний, чем у прошлых поколений. Но понимания — меньше. Глубина мышления явно обмелела.

  1. Школа должна научить инициативности, творческому отношению к жизни и, в частности, к работе

Постоянная, всё ускоряющаяся модернизация потребует от человека больше жизненной и интеллектуальной активности. Чем дальше, тем больше экономика будет нуждаться, прежде всего, в новых идеях — в способности мыслить, размышлять, творчески оценивать ситуацию и её перспективы, предлагать оригинальные решения.

Англичанин Джон Хокинс — кстати, архитектор по профессии — в 2001-м написал книгу «Креативная экономика», которая стала бестселлером, а сам автор удостоился в ООН должности члена Консультационного Совета по креативной экономике. Добавлю, 74-я сессия Генассамблеи ООН объявила 2021 год Международным годом креативной экономики.

Сторонники Creative Economy убеждены, что именно она, придя на смену нынешней капиталистической системе с её регулярными кризисами, обеспечит устойчивое развитие мировой экономики и, вообще, в дальнейшем станет её основой. С такой концепцией можно соглашаться или не соглашаться, но в том, что творческое начало в грядущем будет цениться необычайно высоко, сомнений быть не может.

  1. Школа должна научить умению сотрудничать, работать в команде

Кто лучше «индивидуалисты» или «коллективисты»? Эта давняя дискуссия и в науке, и в публицистике, конечно, интересна, но малопродуктивна. Коллективисту необходимо чувство индивидуализма — прежде всего, когда речь идёт об ответственности. А индивидуалисту — чувство коллективизма, потому что, даже если ты «крутой креативщик», тебе надо уметь работать и в команде. Ведь многие идеи рождаются в ходе мозгового штурма, не говоря уж об их последующей разработке и реализации.

И этому умению тоже надо обучать с детства.

…На самом деле перечень того, чему должна учить детей современная школа, но не учит, гораздо длиннее. Например, как ещё в отрочестве и ранней юности найти своё будущее призвание? что такое свобода и социальная ответственность? почему одни страны живут богато, а другие бедно?…

Однако важно не только то, что должна наша школа, но и то, что ей мешает стать по-настоящему современной. Изнуряющее громадьё планов и отчётов, непомерная учительская нагрузка, обилие обязанностей и дефицит прав, зависимость учителя от дирекции, острая нехватка времени для собственного интеллектуального и творческого роста…

Да что толку перечислять? Все, кто имеет отношение к школе и её проблемам, и без того всё это знают.

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

девятнадцать + 16 =