Главная задача современной школы — чтобы её ученики на протяжении всей их будущей жизни тоже могли оставаться современными. Что для этого нужно?
Сейчас российская средняя школа и её учителя — под огнём критики, который ведётся со всех сторон.
Зачем завтрашним филологам знать формулу ускорения свободного падения и «правило буравчика», а завтрашним «технарям» — штудировать от корки до корки «Войну и мир» и разбираться в тонкостях поэзии Лермонтова? Какой смысл в уйме правил и исключений, которыми буквально перегружена грамматика русского языка?..
Родители, представители общественности, политические активисты и даже отдельные учёные от педагогики утверждают — школа безнадёжно устарела и живёт далёким прошлым. А мир ушёл вперёд, и уже никого не волнуют все эти «преданья старины глубокой».
Другие родители, другие представители общественности и другие учёные, а также, конечно, школьные учителя отстаивают позиции традиционной школы, заявляя, что в противном случае культура и знания молодёжи упадут ниже плинтуса.
Спор этот идёт уже не первый год, и конца ему до сих пор не видно. А дело, на мой взгляд, в том, что у обеих сторон нет чётких критериев, какой должна быть наша школа. Причём не только для того, чтобы подготовить молодых к сегодняшней взрослой жизни, но также к завтрашней, послезавтрашней и после-послезавтрашней. Ведь если с миром не стрясётся какой-нибудь глобальной беды, большинство школьных выпускников нынешнего 2022-го увидят 2090-е годы и даже, вполне вероятно, начало будущего столетия.
Думаю, таких критериев может быть шесть.
- Школа должна сформировать базовую культуру по основным отраслям знаний
Без тех самых «преданий старины глубокой» невозможно понять ни окружающую нас природу, ни законы и правила нашего социума, ни современное отечественное и мировое искусство. При отсутствии исторического основания, не имея интеллектуальной и духовной опоры, любые новые знания просто повиснут в воздухе. Это как строить дом, в котором нет фундамента.
А будущее — «общество знания». Беру оба слова в кавычки, потому что это научный термин, который ввёл в оборот американский экономист Питер Друкер ещё в далёком 1968 году [Дарендорф Р. Соблазны несвободы. Интеллектуалы во времена испытаний. М., 2021. С. 327 (комментарии редактора русского издания)].
- Школа должна научить учиться
С начала нынешнего века уже исчезли десятки профессий и появились десятки новых. В дальнейшем эта лавина будет только нарастать. РБК констатирует [Журнал РБК. 2020, № 9. С. 25]: 85 процентов всех видов деятельности, которые уже в начале следующего десятилетия будут выполнять сегодняшние школьники, ещё не только не существуют, но даже не имеют названий.
Специалисты говорят: чтобы угнаться за этой чехардой перемен, сегодняшним подросткам предстоит за свою жизнь освоить две-три, а иным и до пяти профессий.
Мы все учились понемногу, как говаривал Александр Сергеевич, и прекрасно знаем — это неимоверно трудная задача. Причина в том, что многие из нас не умели учиться, не всегда понимали, для чего это надо, и на каждый урок, зачёт, экзамен шли, как на Голгофу.
Поэтому сегодня задача не просто научить школьника учиться, а привить ему любовь к учёбе: чтобы она была в радость — радость узнавания и освоения нового. А кроме того — воспитать в ученике правило, согласно которому он в образовательном процессе не пассивная, а активная сторона, наравне с учителем.
Тогда в будущей кинокомедии зрители не станут смеяться, если студент скажет:
— Экзамен для меня — всегда праздник, профессор!
- Школа должна научить быстро и много читать, понимать и запоминать прочитанное
Любая машина, от примитивного автомата по продаже чая и кофе до андроидного робота с ИИ, — набор алгоритмов. Но и многие люди, получив сегодня образование, — тоже, по сути, построены на алгоритмах. Они не мыслят, они используют те своды правил, которым их обучили в школе. В стандартных ситуациях такие образованцы проявляют себя хорошо, но в нестандартных — с треском проваливаются.
Почему нынешняя система образования во многих случаях делает упор на знании алгоритмов, догадаться нетрудно. Так учить легче, да и на рынке труда сегодня распространён запрос на исполнителей, а не на творцов и мыслителей.
Но это сегодня, а завтра всё выше будет цениться творческое начало, креативность.
И ещё одна проблема. В системе образования большинства стран Европы и Америки упор делается на профильное знание. Это стратегическая ошибка, которую у нас слишком часто стараются повторить. Такой узкий специалист, если (а правильнее сказать: когда) его профессия уйдёт в небытие, не сможет мало-мальски правильно выбрать для себя другое дело да и не сумеет его быстро, эффективно освоить.
- Школа должна научить думать и размышлять
Наступающую цивилизацию иногда ещё именуют информационной. Уже теперь вся жизнедеятельность кого и чего угодно — человека, учреждения, фирмы, структур власти — основана на умении критически оценивать предлагаемую информацию, анализировать её, выстраивать причинно-следственные связи, соединять разрозненные фрагменты в единую картину…
Вот только слишком многим таких умений явно не хватает. У нынешней молодёжи заметно больше знаний, чем у прошлых поколений. Но понимания — меньше. Глубина мышления явно обмелела.
- Школа должна научить инициативности, творческому отношению к жизни и, в частности, к работе
Постоянная, всё ускоряющаяся модернизация потребует от человека больше жизненной и интеллектуальной активности. Чем дальше, тем больше экономика будет нуждаться, прежде всего, в новых идеях — в способности мыслить, размышлять, творчески оценивать ситуацию и её перспективы, предлагать оригинальные решения.
Англичанин Джон Хокинс — кстати, архитектор по профессии — в 2001-м написал книгу «Креативная экономика», которая стала бестселлером, а сам автор удостоился в ООН должности члена Консультационного Совета по креативной экономике. Добавлю, 74-я сессия Генассамблеи ООН объявила 2021 год Международным годом креативной экономики.
Сторонники Creative Economy убеждены, что именно она, придя на смену нынешней капиталистической системе с её регулярными кризисами, обеспечит устойчивое развитие мировой экономики и, вообще, в дальнейшем станет её основой. С такой концепцией можно соглашаться или не соглашаться, но в том, что творческое начало в грядущем будет цениться необычайно высоко, сомнений быть не может.
- Школа должна научить умению сотрудничать, работать в команде
Кто лучше «индивидуалисты» или «коллективисты»? Эта давняя дискуссия и в науке, и в публицистике, конечно, интересна, но малопродуктивна. Коллективисту необходимо чувство индивидуализма — прежде всего, когда речь идёт об ответственности. А индивидуалисту — чувство коллективизма, потому что, даже если ты «крутой креативщик», тебе надо уметь работать и в команде. Ведь многие идеи рождаются в ходе мозгового штурма, не говоря уж об их последующей разработке и реализации.
И этому умению тоже надо обучать с детства.
…На самом деле перечень того, чему должна учить детей современная школа, но не учит, гораздо длиннее. Например, как ещё в отрочестве и ранней юности найти своё будущее призвание? что такое свобода и социальная ответственность? почему одни страны живут богато, а другие бедно?…
Однако важно не только то, что должна наша школа, но и то, что ей мешает стать по-настоящему современной. Изнуряющее громадьё планов и отчётов, непомерная учительская нагрузка, обилие обязанностей и дефицит прав, зависимость учителя от дирекции, острая нехватка времени для собственного интеллектуального и творческого роста…
Да что толку перечислять? Все, кто имеет отношение к школе и её проблемам, и без того всё это знают.