Сегодня в России День памяти и скорби. Ранним утром 22 июня 1941 года бомбы падали на Киев, Севастополь, Каунас… Но кое у кого появились другие версии начала Великой войны.
На закате СССР среди некоторой части нашей доверчивой интеллигенции вошли в моду сочинения Виктора Суворова или Марка Солонина про то, что на самом деле война началась совсем не так. Наоборот, агрессивный Советский Союз ощетинился пушками и готовил вторжение… Более того, всё больше муссировался вопрос о том, что во Вторую мировую войну СССР вступил ещё в сентябре 1939 года, когда занял часть белорусских и украинских земель Польши. Причём вступил в войну на стороне Гитлера, так что нечего говорить о «празднике Победы со слезами на глазах», а лучше покаяться.
Но почему кто-то решил, будто Вторая мировая началась именно в сентябре 1939-го и именно в Польше? Потому что тогда формальную войну Гитлеру объявили две европейские державы — Великобритания и Франция? От такой трактовки истории веет беспросветной европоцентричностью и колониальным чванством, а также угрюмым невежеством.
Почему бы не считать началом второй мировой — Мукденский инцидент 18 сентября 1931 года, когда Квантунская армия начала наступление в Манчжурии? Эта дата выглядит вполне логично. Если Вторая мировая завершилась капитуляцией Японии в августе 1945, то отчего бы не считать её началом как раз захват японцами Маньчжурии?
Вполне логично выглядит и дата 7 июля 1937 года — так называемый инцидент на мосту Марко Поло, когда японцы атаковали пригород Пекина. Именно с этой даты отсчитывают дни Второй мировой войны китайские историки.
В таком случае и сентябрь 1939 года видится совсем иным. Война уже идёт и СССР в ней уже участвует. С мая 1939-го ведёт войну с Японией, начавшуюся с того, что «в эту ночь решили самураи перейти границу у реки», кстати монгольскую границу.
Бои на Халхин-Голе или вторую русско-японскую войну, как считают в Японии, вполне можно рассматривать в контексте Второй мировой, тем более Япония к тому времени уже была союзником Третьего рейха.
Масштабное наступление союзных войск СССР и МНР в августе 1939-го против той самой Квантунской армии вынудило японцев просить мира. Через своего посла в Москве Сигэнори Того японское правительство обратилось к правительству СССР с просьбой о прекращении боевых действий на монгольско-маньчжурской границе. 15 сентября было подписано соглашение между Советским Союзом, МНР и Японией о прекращении военных действий в районе реки Халхин-Гол, которое вступило в силу на следующий день.
Кстати, в июле того же года, пока шли бои на Халхин-Голе, Лондон и Токио подписали соглашение, согласно которому Великобритания признала японские территориальные захваты в Китае и, таким образом, дипломатически поддержала агрессию Токио против Монголии и её союзника — СССР. То есть de facto Великобритания, ещё не объявившая войну Гитлеру, искала дружбы с союзником Гитлера, воевавшим с союзником СССР.
Если учесть все эти обстоятельства, совсем иначе выглядит пакт Молотова-Риббентропа, подписанный в августе 1939 года на фоне затянувшихся переговоров СССР о военном соглашении с Великобританией и Францией. Кстати, Халхин-Гол объясняет и отсрочку вступления Красной армии на западные земли бывшей Российской империи в сентябре 1939 года. Более того, становится понятнее, почему польскую границу РККА пересекла 17 сентября — сначала закончили с Японией.
В общем, если не смотреть на историю исключительно с европейской колокольни — 1 сентября 1939 года лишь один из трагических эпизодов Второй мировой войне, которая кровавым осьминогом расползалась по континентам.
Вторая мировая война порождала странные союзы, и, воюя с Германией, европейцы вполне могли дружить с её союзником Японией. А СССР воюя с Японией, на европейском театре военных действий — взаимодействовать с Германией. Вот и получается, что утверждение, будто Советская Россия вместе с Гитлером развязали войну — псевдоисторический миф.
…А 22 июня 1941 года для нас всё равно день начала войны, Великой Отечественной. И ещё многие годы в этот день свежие венки будут ложится к могиле Неизвестного солдата, будут проходить траурные церемонии, выть сирены — как напоминание о том, что в такой же тёплый летний день «Киев бомбили, нам объявили, что начался война».
Тревожные сирены звучат 18 сентября и во многих городах Китая — в память о Мукденском инциденте 1931 года, когда началось завоевание Маньчжурии…