Антигород Махачкала

Я отношусь к урбанистам и их воззрениям с изрядной долей скепсиса. Но города всё же стоит строить по плану. Столица Дагестана Махачкала лишнее тому доказательство.

 

План для Махачкалы когда-то был. Но в конце 1990-х — начале 2000-х о нём благополучно забыли. И теперь город выглядит так, будто кто-то сбросил с горы Тарки-Тау на берег Каспия разнокалиберные многоэтажки, коттеджи и прочие строения, пригодные для размещения жилья, магазинов и офисов. Всё разлетелось в произвольном порядке и осталось стоять, где упало.

Из-за этого в городе множество тупиков, а разглядеть на местности ту или иную улицу, имеющуюся на карте, фактически невозможно. По той же причине и с тротуарами проблема: какие тротуары, если улицы — понятие условное?

Но надо отдать городу должное — есть в Махачкале и очаровательные уголки, в центре и на окраинах. Тем не менее, в целом это плохо продуманное нагромождение зданий самых разных архитектурных стилей. Даже удивительно, что в начале нулевых Махачкала из года в год входила в тройку призёров конкурса «Самый благоустроенный город России».

Но если хотите попасть в Азию, добро пожаловать в Махачкалу!

Без всяких сомнений, Махачкалу, географически расположенную в Европе, можно считать самым азиатским городом в России. Это становится понятно сразу, ещё в аэропорту, когда пытаешься вызвать Yandex-такси. Свободных машин поблизости нет, и никто не откликается на призыв такси-агрегатора. Зато неподалеку таксисты зычными голосами выкликают клиентов:

— Дербент! Избербаш! Каспийск!

Можно и до Махачкалы… Да, и не удивляйтесь, если водитель по пути подхватит одиноко стоящую на автобусной остановке женщину — то ли соседку, то ли дальнюю родственницу. Взаимопомощь — это святое…

Прогулки по Махачкале — занятие небезопасное. Дело не в уличных бандах, как в какой-нибудь Боготе. Дело в том, что в большинстве районов тротуары из-за хаотичной застройки нарисованы пунктиром, а ремонтировать столь неочевидные элементы городского благоустройства, вероятно, считается нецелесообразным. Так что рытвины, колдобины и кочки можно считать естественным состоянием того места, которое в европейских городах принято считать местом для пешеходов.

Нормальные тротуары начинаются только в самом центре — примерно там, где расположена махачкалинская гордость Джума-мечеть и далее, правительственный квартал и выход к набережной.

В списках достопримечательностей Джума-мечеть числится как построенная на деньги турецких спонсоров — как бы копия Голубой мечети в Стамбуле. Если честно, ключевым здесь является слово «копия», уж больно она пластиковая, в отличие от стамбульского каменно-мраморного оригинала. Но очень дружелюбная — туристов-кафиров (а их много) не одёргивают при каждом неверном движении, но аккуратно возвращают на путь истинный. В русской Википедии сейчас она значится, как «суфитская», вероятно, — суфийская.

Правительственный квартал на площади Ленина — странная смесь сталинского ампира и конструктивизма с вкраплениями нового неорусского стиля — вообще можно считать образцом градостроительного благолепия. Такое впечатление, будто в тот момент, когда неведомый великан швырнул на город пригоршню строений, эти кварталы были укрыты прочным брезентовым тентом.

А ещё это невероятный пример политического, межнационального и межконфессионального согласия. На просторной ухоженной площади мирно соседствуют памятник Ленину, мечеть Шамиля и часовня князя Владимира. Мечеть и часовня выполнены в том самом новом неорусском стиле и смотрятся вполне гармонично рядом с конструктивистскими зданиями правительства Дагестана и мэрии Махачкалы.

Чуть поодаль, там, где уже начинается проспект Расула Гамзатова, как раз напротив здания МВД Дагестана — трогательный и благородный мемориал погибшим при исполнении служебного долга милиционерам: коленопреклонённая мужская фигура у Вечного огня и ряд чёрных мраморных плит с именами погибших, с 1924 года до наших дней. Тут же имя Магомеда Нурбагандова, того самого, который, не испугавшись бандитов, сказал, обращаясь к коллегам: «Работайте, братья!».

Ещё в двух кварталах к югу — набережная и городской махачкалинский пляж. Это тоже город — курортный, расслабленный, но при этом спортивный.

На этом гармония кончается. Снова начинается урбанистический ужас, в котором многоэтажки перемешаны с коттеджами, а коммерческие стекляшки прижимаются к полуобрушенным домам XIX века.

При этом благоустройство фрагментарно и показательно. Самый яркий из них — бульвар Шамиля, в прошлом улица Калинина. Фрагмент (не очень протяжённый) этого бульвара — просто фееричный пример городского благоустройства: плитка, фонари, мини-ярмарка, аллея киосков и прочие аттракционы. Чудное место для прогулок. Одна беда — чтобы там прогуляться, надо приехать на машине или долго брести по тому же самому бульвару Шамиля, одолевая ухабы, рытвины и размышляя, куда вдруг этот бульвар подевался и почему, чтобы двигаться дальше, надо сворачивать в малоприглядный придорожный карман.

Бульвар Шамиля, в прошлом улица Калинина, служит подтверждением ещё одной беды Махачкалы — нескончаемой эпидемии переименований улиц и проспектов. В этом городе хотят увековечить всех достойных и увековечить сразу, а потому упоённо называют улицы в честь видных политических деятелей, героев спорта или поэтов. Некоторые улицы за последние двадцать лет поменяли название три или четыре раза.

Местные жители не успевают следить за процессом и не очень помнят, что и как называется. А иногда для ясности используют двойные-тройные названия: Шамиля–Калинина, Гамидова–Кирова, Ярагского–26 бакинских комиссаров… Чтобы уж не было никаких разночтений. Даже таксисты не успевают следить за обновлениями в махачкалинской топонимике и предпочитают выведывать у пассажиров, в какой отель, магазин или музей они едут, чтобы не ошибиться при угадывании улицы.

Таксисты и прочие участники дорожного движения в Махачкале — ещё одно доказательство азиатской сущности города. Здесь не думают про ПДД, а ездят исходя из простого принципа «кто первым встал, того и тапки». Чтобы встать первым — надо тронуться, не дожидаясь зелёного сигнала светофора, протиснуться вторым рядом, ловко обогнув пешехода и лихо проскочить опасный поворот. Если не тронулся, не обогнул, не проскочил — оглушат сигналами, затрут в пробке или просто никуда не приедешь…

Я со скепсисом отношусь к урбанистам и их воззрениям, но все же городу нужен план. Махачкала прекрасна, горожане дружелюбны и обаятельны, отдельные здания и кварталы — красивы и полны свободного вохдуха. Но пока столице Дагестана не придумают план взамен тех, что были придуманы в Российской империи и СССР — она будет оставаться антигородом.

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

1 × 5 =