Верные ленинцы утверждали: при коммунизме денег не будет! Коммунизма нет, и не предвидится, но вот уже вместо денег — банковские карты, а многое обходится бесплатно или за бесценок. Что же дальше?
Весь мир на ладони
Способность человека молниеносно привыкать ко всему хорошему, считая, что так оно и должно быть, просто поразительна.
Сегодня уже никого не удивляет, что, если ты хочешь прочитать последний роман Александры Марининой, тебе не надо покупать книгу, если мечтаешь увидеть концерт очаровательных девушек группы Twice, не к чему лететь в Южную Корею, а если задумал послушать лекцию профессора МГУ Александра Аузана, незачем становиться студентом экономического факультета означенного университета…
Достаточно нескольких кликов в компьютере или смартфоне, чтобы читать, смотреть и слушать, чтó только твоей душеньке угодно. Можно поболтать по видео с подружкой, которая сейчас загорает на турецком берегу Чёрного моря, совершить, не вставая с кресла, экскурсию по Парижу или Эрмитажу, полюбоваться ландшафтами Марса или видом нашей Земли из космоса…
Всё это и уйму прочей полезной, а также развлекательной информации современный человек получает легко, быстро, а главное, фактически бесплатно. Ну что такое абонентская плата вашего гаджета в сравнении со стоимостью походов в музей, покупкой книг и билетов на концерты, не говоря уж о поездках за границу!
Но самый грандиозный бесплатный проект — это, несомненно, Википедия. Её запустили в январе 2001 года Джеймс Уэйлс и Лоуренс Сэнгер. Сегодня эта самая большая в мире энциклопедия насчитывает свыше 50 млн. статей, которые можно прочитать более чем на 300 языках [1].
У этого уникального проекта всего немногим больше 200 сотрудников. Ещё тысячи в разных странах занимаются редактурой. И все трудятся, не получая за это ни гроша! Соцопрос показал: «71% из них делают это потому, что им нравится мысль работать бесплатно, а 63% — потому, что верят, что информация должна быть бесплатной. Количество просмотров Википедии достигает 8,5 миллиарда ежемесячно…» [3. С. 186].
Без денег, без цен, без рынка…
Все примеры, которые я привёл, — имеют одно обобщённое название: информация.
И вот это уже неудивительно. Тысячу лет назад, в архаичной цивилизации, основным продуктом являлся «хлеб наш насущный», полтысячи лет назад, в эпоху огораживания, — продукция ремесленников (хозяйственная утварь, предметы обихода, обувь, одежда), сто лет назад — невозобновляемые ресурсы, металл, станки, техническое оборудование… А в наши дни — информация.
И если теперь именно информация чаще всего оказывается почти или совершенно бесплатной, это примета новой цивилизации.
Мне могут возразить: при советской власти тоже много чего было бесплатным — образование, здравоохранение, новые квартиры… Но на самом деле это миф. Всё «бесплатное», включая завтраки в школьной столовой, оплачивало государство из налогов и денег, которое оно экономило за счёт низких зарплат рабочих и служащих.
А вот бесплатная информация при советской власти и вправду встречалась. Но там она определялась госпропагандой. Телевидение за бесценок предоставляло свои программы, служившие пропагандистским рупором, а магнитофонные записи с песнями Галича, Окуджавы, Визбора, Высоцкого и текстами Жванецкого тоже являлись рупором, но уже антипропагандистским.
Теперь бесплатность того или иного продукта — будь то Википедия или деятельность волонтёров — чаще всего не определяется ничем, кроме желаний людей, производящих свой продукт на безвозмездной основе. А значит, всеохватные товарно-денежные отношения капитализма заменяются — там, где это возможно, — отношениями симпатии, доверительности, взаимопомощи…
Старший научный сотрудник Стэнфордского университета Эрик Бриньолфсон и главный научный сотрудник Массачусетского технологического института (МТИ) Эндрю Макафи в своей книге «Вторая эра машин» отмечают: «Мы потребляем всё больше бесплатных товаров, а в экономике всё бóльшую долю основных фондов занимают нематериальные активы» [2. С. 162].
Аналогичная оценка была получена в ходе масштабного исследования, проведённого в 2013 году под эгидой ОЭСР:
«Хотя интернет, безусловно, оказал далеко идущее влияние на рыночные сделки и на добавленную стоимость, его влияние на нерыночные взаимодействия… ещё глубже. Нерыночные взаимодействия во многом характеризуются отсутствием ценового механизма и механизма рыночного саморегулирования» [3. С. 243].
Подобных цитат немало. Но важнее другое: какое воздействие на состояние общества и умов оказывает распространение этой новой бесплатности?
Экономить стало легче
Никогда ещё в истории не были так многочисленны и активны различные общества волонтёров, а также малое и среднее предпринимательство, которое априори не имеет целью получение значительной прибыли (пансионаты для пожилых, приюты для животных, небольшие музеи, сайты и т.д.)…
Как в своё время капитализм создал новую культуру взаимоотношений и новый тип человека — бизнесмена и потребителя, так и новая цивилизация уже создаёт свою культуру взаимоотношений и свой тип человека — независимой личности и альтруиста. Общество потребления постепенно трансформируется в общество взаимовыручки и самодостаточности.
Иерархическая структура социума, существовавшая в мире тысячелетиями, уступает место системе сетей, горизонтальных связей, самоорганизации и партнёрства. Миллионы людей по всему миру стали сами себе и начальниками и подчинёнными и не зависят ни от кого, кроме партнёров, которые в большинстве своём такие же независимые граждане, живущие в том же городе, в той же стране или на другом конце света.
Иногда эти взаимоотношения основаны на деньгах (как правило, весьма скромных), а иногда и вовсе бесплатны — по крайней мере, для государственного или местного бюджета.
Раньше, если вы хотели продать старый холодильник, приобрести редкую вещь или найти репетитора для сына-школьника, вы давали платное объявление в газету. Теперь вы пишете об этом в сетях, не платя ни копейки. Или, к примеру, вам предстоит отправиться по делам на своей машине из Петербурга в Смоленск. Разыскав по интернету попутчика, который согласен оплатить половину бензина, вы берёте его с собой. Перед поездкой хотите помыть машину: на обычной мойке это стоит около 1000 руб., а на мойке самообслуживания — 200.
Примеров экономии личных средств уйма. Вы можете сами собрать купленную в магазине мебель, отправить дочери за границу свои дачные фотографии не по обычной почте, а по электронной, посмотреть фильм не в кинотеатре, а по домашнему компьютеру, приобрести новый телевизор не в торговом центре, а в интернет-магазине…
Так возникла новая социальная сфера, где денежные отношения уже не всесильны. Под воздействием такого нового цивилизационного поворота у сотен миллионов людей складывается новая психология. И старая присказка: «Важны не деньги, а их количество», — уже далеко не абсолютна.
Главы крупных компаний, которые ещё недавно обладали абсолютной властью над своими потребителями, жалуются на уменьшение выручки. А экономисты признаются, что теперь ВВП, который всегда исчислялся по общей рыночной стоимости всех произведённых товаров и услуг, нельзя признать универсальным показателем, поскольку постоянно растущая часть стоимости оказывается за рамками рынка [2. С. 152].
Что там, за горизонтом?
Ещё в конце 1970-х годов мысль о том, что «прогресс отныне… не определяется только материальными критериями» высказал американский социолог и футуролог Элвин Тоффлер [4. С. 475].
Теперь, через полвека, пора задуматься о другом — сузятся эти материальные критерии в будущем и, если да, то насколько?
Скорее всего в ближайшие 20-30 лет человечество вряд ли полностью освободится от власти денег. Капитализм существует на Земле уже 250 лет, и бизнес, как легко догадаться, костьми ляжет, чтобы сохранить своё всесилие. Вспомните, с каким непримиримым ожесточением компьютерные корпорации защищают авторские права на программное обеспечение, начиная с тех времён, когда Билл Гейтс разработал Windows.
Но после того как роботы займут главенствующее место на рынке труда и безработных людей станет больше, чем работающих, деньги могут обессмыслиться. Роботу они ни к чему, а на миллионы людей, не имеющих трудового дохода, не напастись никаких социальных пособий…
Впрочем, какими могут быть последствия такой реальности, сегодня способны рассказать лишь самые отчаянные футурологи и писатели-фантасты с безграничным воображением.
Литература
1.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F
2.Бриньолфсон Э., Макафи Э. Вторая эра машин. М., 2017
3.Мейсон П. Посткапитализм: путеводитель по нашему будущему. М., 2016
4.Тоффлер Э. Третья волна. М. 1999