Первый телефон появился на Земле чуть меньше 150 лет назад. С тех пор он изменился до неузнаваемости. Это уже не просто средство связи, а ваш многофункциональный незаменимый секретарь.
Все, кто хоть немного знаком с историей, знают: создатель телефона — американец Александр Белл. Но это не совсем так. Точнее — совсем не так.
До Белла были Антонио Меуччи из Гаваны, Филипп Райс из Франкфурта, а также Элиша Грей из Канзаса. Но в историю вошёл Белл, потому что он первым, 14 февраля 1876 года, подал заявку и получил патент на телефонный аппарат. Как гласит легенда, обиднее всего было Грею — он опоздал со своей заявкой всего на каких-то два часа!
Потом другие изобретатели совершенствовали аппарат Белла. Юз придумал микрофон, сделавший голос более отчётливым. Уотсон сконструировал телефонный звонок. Эдисон — как без него! — включил в схему индукционную катушку и угольный микрофон из прессованной сажи, что усиливало звук на бóльших расстояниях. Были среди этих изобретателей и русские. Один из них, петербуржец Павел Голубицкий, сконструировал такой телефон, который позволил вести разговор на расстоянии сотен километров, а не десяти, как прежде.
Всего же к началу ХХ века изобретатели из разных стран получили свыше 3 тысяч (!) патентов на разработки телефонных аппаратов и телефонной связи.
Уже через год после того, как Белл получил свой патент, российский филиал немецкой компании «Сименс и Гальске» приступил к выпуску телефонных аппаратов на Выборгской стороне в Петербурге.
Само собой, первые телефоны предлагали установить столичным представителям богатой аристократии. Но некоторые из них… отказывались:
— Вдруг мне телефонирует дама, а я ещё в неглиже?
На самом деле это не так глупо и смешно, как кажется. Люди уже тогда чувствовали, что новое изобретение грозит нам вторжением в личную жизнь.
Тем не менее, с наступлением ХХ века число телефонов в России быстро росло. К началу Первой мировой войны только в столичном Петербурге насчитывалось без малого четверть миллиона абонентов.
Во времена «зрелого социализма» у сотен тысяч советских семей были три заветные мечты — отдельная квартира, собственный автомобиль и — домашний телефон.
Даже в Ленинграде 1960-х — 1970-х годов граждане стояли в очереди на установку телефона по много лет. Строительство новых АТС шло медленно. Документально объяснить этот казус не берусь, но подозреваю, причина в том же, почему выпускали мало автомашин для личного пользования, а на дачах запрещали строить второй этаж и ставить печки. Власти боялись, что народ станет жить лучше их самих. Во всяком случае, что касается телефонов, то чем выше начальник, тем больше у него в кабинете стояло телефонов. Иными словами, даже в высоких сферах телефонный аппарат служил показателем престижа.
В 1991 году в России произошла революция. Не только Августовская. В тот год в нашей стране приступил к работе первый оператор сотовой связи, и стали продаваться первые сотовые телефоны.
Аппарат с антенной весил почти 3 килограмма и с подключением стоил около 4 тысяч долларов, а минута разговора — около одного доллара. Само собой, первыми покупателями были очень состоятельные люди, в основном новые русские. Они (или их телохранители) всюду таскали с собой тяжёлый портфель, который больше смахивал на чемодан, в котором хранились «труба» и аппаратура к ней.
Однако уже в 1993-м появились кнопочные телефоны, вполне доступные для тогдашнего среднего класса.
Это была мода нового времени. Те, кто ещё не мог позволить себе такую игрушку, брали её напрокат у друзей или родственников, чтобы покрасоваться перед девушкой или для представительности при участии в важной деловой встрече. Мужчины носили эти телефоны в кожаном чехольчике на поясном ремне и в разговоре, словно невзначай, передвигали этот чехольчик на живот, дабы собеседник мог воочию убедиться, кто перед ним сидит.
К концу 1990-х мобильники превратились в массовый вид связи. А уж после того, как в 1998-м в продажу поступили телефоны с сенсорным дисплеем, чудодейственные возможности этой машинки стали возрастать в волшебной прогрессии. Переносной телефон быстро превратился в маленький компьютер с очень даже объёмистой памятью и, наконец, в нашего многофункционального незаменимого помощника.
Сегодня этот помощник не только позволяет говорить и переписываться с собеседником, где бы он ни находился. Он сообщает нам новости, пересылает и показывает фотографии, видеосюжеты и полнометражные фильмы (причём даже в метро), предоставляет справку по любому вопросу, даёт возможность читать газеты, журналы и книги… И к тому же всё это делает бесплатно или за весьма скромные деньги.
Да что я вам рассказываю, вы и сами всё это прекрасно знаете. Только обратите внимание, ваш смартфон — не просто помощник, он — ваше продолжение, точнее — ваше приложение. Это ваши глаза и уши, которые дают возможность видеть и слышать то, что происходит на всей планете, это дополнительные мегабайты ваших знаний, вашего кругозора, вашего интеллекта…
Не удивлюсь, если в не таком уж далёком будущем нынешний смартфон трансформируется в крохотный чип, который станут вживлять куда-нибудь над бровью.
Post Scriptum
— Интересно, что телефон существовал в России уже три десятка лет, а наш «великий и могучий» всё никак не мог к нему приспособиться. Вот дневник Михаила Пришвина: в записи от 27 февраля 1917 года дважды встречается «…я… звонился к разным деятелям», «позвонился к Петрову-Водкину…» и на той же странице — «позвонил к Ремизову». Возвратная частица «ся» уже могла и пропасть, но предлог «к» ещё был обязателен.