Людоеды и скалолазка

Марианна Баконина
Октябрь25/ 2022

Это история не про спорт, а про идеологию, пропаганду и меру ответственности медиа. А началась она с выступления иранской скалолазки на чемпионате Азии в Южной Корее

 

Эту спортсменку зовут Эльназ Рекаби. На прошлой неделе её портреты попали на первые полосы всех мировых СМИ. Российские — не исключение. Заголовки были броские: «Впервые за 43 года иранка выступает без хиджаба», «Отважная скалолазка бросила вызов муллократии»…

Восторг, восхищение мужеством и смелостью спортсменки, а далее рассуждения про ужасный репрессивный, особенно в отношении женщин, режим. Режим, против которого решила бороться таким вот образом отважная скалолазка, которая выступает за права женщин и открыто поддерживает протесты, охватившие Иран после смерти Махсы Амини, девушки, чья смерть после её задержания полицией нравов — точнее, патрулём наставления, как их называют в Иране, — потрясла иранцев.

Статьи, репортажи, коллажи, хештеги в соцсетях. Китайский диссидент-карикатурист, тоже выступающий против собственных автократов, даже оперативно разразился серией рисунков, на которых прекрасная дева, как по скале карабкается по суровому профилю рахбара (высшего руководителя Ирана).

Замечу: сама Эльназ никаких заявлений не делала, и манифестов от её имени не обнародовалось. Не знаю даже, знала ли она вообще про шумиху вокруг её выступления в Сеуле.

Через несколько дней молчания спортсменки восхищение сменилось беспокойством. Мировая пресса со ссылкой на всевозможные фарсиязычные СМИ, базирующиеся за рубежом, стала писать про то, что у мужественной Эльназ изъяли паспорт и сотовый телефон, арестовали и пытают брата, а саму её интернировали в иранском посольстве в столице Южной Кореи.

В Лондоне, Вашингтоне, Копенгагене и много где ещё активно работает большой пул фарсиязычных СМИ с отличными бюджетами, чья основная задача, если судить по контенту, — критиковать действующие иранские власти всеми возможными способами и по любому поводу. Сейчас они активно освещают протесты из-за смерти Махсы Амини.

Назвать эти протесты массовыми даже у них рука не поднимается. Поэтому они их называют повсеместными. Подкрепляют свои новости видеороликами. Доходит до смешного. К новости «Полиция стреляет в мирных протестующих» подвёрстан видеоролик… А на нём — группка молодых парней, человек семь, забрасывает камнями, стоящего на площади полицейского. Потом юнцы и вовсе набрасываются на стража порядка и начинают пинать его ногами. Тут ему на помощь подбегает коллега — с пистолетом и стреляет в воздух. Буйные юноши разбегаются, избитого полицейского уводят в сторону.

Если так выглядит «мирный протест», то каким должен быть немирный? Расчёт, вероятно, на то, что широкая публика обращает внимание прежде всего на заголовки. Но вернусь к протестующей скалолазке, чьё выступление без хиджаба оперативно подверстали к текущей редакционной повестке.

Через несколько дней молчания, Эльназ на своей странице в Instagram принесла извинения за шумиху вокруг её персоны и сообщила, что выступила без хиджаба непреднамеренно, без всякого политического подтекста.

Активный пул фарсиязычных СМИ со ссылкой на достоверные, но анонимные источники, тут же начал рассказывать, что признание вынужденное, что девушку чуть не пытали коварные Стражи Исламской революции.

Эльназ вернулась в Тегеран. В хиджабе. Весьма модном — бейсболка поверх платка. В аэропорту дала интервью иранским журналистам.

Подробно рассказала, что слегка зазевалась из-за неожиданного телефонного звонка, а судьи её вызвали чуть раньше запланированного времени, и она просто не успела надеть хиджаб. Никаких акций протеста не планировала. Просто стечение обстоятельств.

Спортсменку отвезли на встречу с министром молодёжи и спорта и председателем Олимпийского комитета Ирана. Потом официально объявили, что никаких репрессий не планируется, самая титулованная иранская скалолазка продолжит спортивную карьеру, и инцидент исчерпан.

Но только не для критиков Исламской Республики за рубежом. Там продолжают писать, со ссылкой на те же информированные, но анонимные источники, что на самом деле репрессии есть и что спортсменка под домашним арестом.

Складывается впечатление, будто они сожалеют, что молодую женщину не приговорили к тюремному заключению или побиванию плетьми. Вот тогда было бы о чём красиво рассказывать.

И тут у меня возникает этическая дилемма… Не знаю, каких взглядов придерживается Эльназ Рекаби, насколько она верующая мусульманка, насколько важен для неё хиджаб или ей ближе светский образ жизни — таких в Иране тоже много. Я про другое.

Вот эти иранцы со светлыми лицами, работающие в богатых СМИ за рубежом и от всей души яростно ненавидящие режим аятолл, они все знают про возможное наказание за неправильный хиджаб, знают, что Рекаби возвращается в Иран, и всё равно всеми силами раздувают скандал, ничуть не обращая внимания на слова самой спортсменки.

А если переформатировать тест на этичность… Предположим, где-то Берлине в 1943 году мирно живет пастор Шлаг, не сочувствующий режиму нацистов. Неважно, расклеивает он листовки против режима по ночам или просто недоволен в душе. И тут какой-то ярый антифашист в нейтральной Швейцарии начинает строчить статьи и лепить радиорепортажи о тихом незаметном герое, который против нацизма, предполагая при этом, что вот-вот за героем придёт гестапо.

И ещё предположим, что всё это ярый антифашист будет делать с самыми благими побуждениями. Как там в бессметрных «Мгновениях весны»: «отринутый  Гитлером  от Ватикана народ Германии так или иначе вернётся в  лоно  святой  Христовой веры, и пастор Шлаг — либо светлый образ его — помогут  другим  пастырям  в будущем нести свой свет туда, где было царство нацисткой тьмы…»

Ничего не напоминает? Благородные зарубежные борцы с Исламской Республикой готовы сделать всё, чтобы Эльназ Рекаби или светлый образ её, послужили свержению  ненавистного режима. На саму скалолазку им, в сущности, плевать, пусть засекут плетьми хоть до смерти.

Людоедская позиция. Если по мне, то идеологически мотивированный людоед опаснее людоеда обыкновенного. Обыкновенный просто ест людей, а идеологический считает этот кровавый процесс благородной борьбой за светлое будущее. Стоит ли будущее, в которое они заведут, хоть капли крови?..

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

4 × три =