Свобода и несвобода — столкновение с иллюзиями

Сергей Ачильдиев
Октябрь12/ 2022

В конце ХХ века учёные уверяли, что свободы в мире становится всё больше и человечество на пороге прекрасного будущего. Но сегодня эйфория исчезла. Свободы уменьшаются.

Сразу скажу: дело не только в злой воле диктаторов, как любят писать некоторые мои коллеги. И не только в технологиях, позволяющих контролировать буквально каждый шаг человека — с помощью личных смартфонов, социальных сетей, всевозможных компьютерных баз данных и уличных видеокамер (кстати, они сегодня идентифицируют личность даже по походке).

Дело в нас самих — в людях. Причём как облечённых властью, так и не имеющих реального представления о том, что это такое. Среднестатистический человек, независимо от того, на какой ступени социальной лестницы он находится, оказался не готовым к свободе. И прежде всего потому, что не очень хорошо понимает, в чём она заключается.

Выйдите на оживлённую улицу любого города и, представившись социологом, задайте прохожим всего один вопрос: что для вас свобода? Уверен, спектр ответов во всех более или менее экономически развитых странах будет одинаков: свобода — это получать доход, который позволяет покупать то, что хочу, чтоб не хуже, чем у других (от недвижимости и автомобиля до футболки и кроссовок), иметь качественное образование и здравоохранение, возможность доступа к любой информации, бесплатно читать любые книги и смотреть любые фильмы, путешествовать по всему свету…

Всё это замечательно. Но таков лишь один из видов личной свободы — бытовая. А есть, кроме того, и другие виды свободы — право на достоинство, неприкосновенность личности, переписки и собственности, на свободу совести, на достоверность информации, на справедливые условия труда, на проведение стачек, на равную оплату труда женщин и мужчин, на свободу предпринимательства, на право всюду общаться на родном языке, в том числе при получении образования и в суде, на свободу творчества; а кроме того, есть ещё и политические права и свободы…

Многие любят — особенно молодые — чуть что, заявлять:

— Я свободный человек! У меня есть право!

Однако большинство из нас на самом деле не только не знает своих прав и свобод, но зачастую даже не понимает, зачем они нужны.

С частью своих прав и свобод мы расстаёмся добровольно, безропотно подчиняясь рекламе, суждениям авторитетов, сформированному в СМИ и соцсетях общественному мнению. Нам кажется, что мы сами принимаем решение, но на самом деле — в результате подсказки со стороны.

Почему мы смотрим этот фильм? Потому что нам сообщили, что он уже собрал в интернете столько-то миллионов просмотров по всему миру. И по той же причине потом говорим, какая это замечательная картина. Насколько достоверны были подсчёты, никто не знает, но мы об этом не задумываемся.

Почему мы покупаем смартфон именно этой фирмы и этой модели? Может, мы предварительно изучили рынок, выяснили, каково наилучшее соотношение цены и качества? Нет, мы поступили так по совету приятеля, рекламы или продавца.

Почему мы слепо верим всевозможным заговорам «всемирного правительства», «масонов», «сионистов» или тому, что Билл Гейтс якобы оплачивает антиковидные вакцины, которыми колют бедных, чтобы они все, поголовно, через год поумирали и на Земле остался только «золотой миллиард»? Ведь достаточно хотя бы чуть-чуть напрячь мозговые извилины, чтобы понять — всё это полная чушь, такого рода страшилки придумывают дети, лежа вечером в тёмной спальне летнего лагеря. Но верим — потому что рассказано и написано бойко, а картинка грядущего ужаса впечатляет своим масштабом.

Не менее доверчиво мы относимся и к картинке из телевизора, в том числе к словам дежурных политологов. Звучит только она единственная точка зрения, но мы ей верим безоговорочно, словно это откровение свыше…

Получается, иллюзия свободы сильнее самой свободы. Но если б только так! Эта иллюзия к тому же нередко оказывается крайне опасной для окружающих. Примеров такой опасности тоже немало.

Одни свято уверены, что их свобода позволяет им вести себя, как заблагорассудится, — разгонять машину до ста с лишним километров на городских улицах или врубать у себя на дачном участке музыку на полную катушку, чтобы всё садоводческое товарищество вздрогнуло от ужаса.

Вторые не менее свято уверены, будто они свободны навязывать своё мнение другим — по праву старшего, начальника или просто потому, что у них есть для этого медийный ресурс.

Впрочем, и это ещё не всё. Когда и первые, и вторые нарушают свободу других, находятся третьи, которые считают, что это в порядке вещей и ради этого можно поступиться своими правами. Говорят:

— Они же ещё совсем молодые! Повзрослеют — поумнеют.

— Так они ж пьяные, проспятся — протрезвеют!

— А может, он и дело говорит? Человек солидный, рассудительный, вон какой строгий!..

…В книге Даниила Гранина «Последняя тетрадь. Изменчивые тени» есть характерная запись:

«У него (академика Дмитрия Лихачёва — С. А.) ко всему был свой подход: учёные-естественники критикуют астрологические предсказания за антинаучность. Лихачёв — за то, что они лишают человека свободы воли».

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

один × четыре =