Как не потерять старые, знаковые для родного города здания и учреждения? Сегодня это острейшая проблема для всей России. Что-то всё же удаётся сохранить. Но сколько теряем…
В последнее время язык не поворачивается называть мою малую родину Санкт-Петербургом. К тому, что свято, и отношение должно быть подобающее, молитвенное.
Помните это слово — «ленинградцы»? Оно, куда бы ты ни приехал, вызывало к тебе интерес, уважение. И во многом потому, что ленинградцы на деле любили свой город, гордились им и о нём заботились. В считанные годы восстановили свой Ленинград после фашистской блокады.
А теперь бал правят петербуржцы. Племя младое, незнакомое.
Не знакомое с отечественной историей, равнодушное к прошлому, разрушающее всё, что можно разрушить во имя строительства всяких центров — развлекательных, торговых, офисных…
А в конечном счёте — во имя, конечно, своего кармана. И тут уж велика сила не только строителей, но также иных «реставраторов» и «реконструкторов». Достаточно вспомнить недавний большой ремонт питерского БДТ имени Горького-Товстоногова. Пока его ремонтировали, труппа выступала во Дворце культуры имени того же Горького у Нарвских ворот. А когда, наконец, вернулась в родное здание, из всех его щелей потекло. Видать, горе-«реконструкторы» плоховато замазали в эти стены свои рублики.
У дорожников это называется «закатать в асфальт». А у музыкантов — просвистеть. Это я уже — про эпохальный ремонт петербургской Консерватории. Очевидно, у тех «ремонтников» музыкальные слух настроен только на свист. А свист, как известно, деньгу выживает. Теперь там новые подрядчики. А где прежние? Какие «Кресты» по ним плачут?
Уж наверняка не те, старые, где «трёхсотая, с передачею» стояла Анна Ахматова, где некогда сиживали Николай Гумилёв и их с Ахматовой сын Лев, Георгий Жжёнов, Николай Заболоцкий, Александр Керенский, Владимир Набоков-старший, Константин Рокоссовский… Да разве всех перечислишь!
Те «Кресты» теперь стоят опустевшие и заброшенные. Их освободили от всех узников. Освободили и — выбросили. В прямом смысле слова — выбросили на продажу.
Что это означает, уже хорошо известно. Историческое здание могут разрушить. Как разрушили уже многое на бывшей ленинградской фабрике «Красный треугольник», как снесли Дворец культуры им. Капранова, а до того Дворец культуры Первой пятилетки, чтобы на его месте построить новую сцену Мариинского театра… А если не разрушат, могут превратить в какое-нибудь доходное место.
Или, например, повторить судьбу уже упомянутого Дворца культуры им. Горького — в нём остались только стены, а его история, дух и смысл бесследно исчезли. Я об этом уже писал в «Мозгократии» [Три его Дворца | Мозгократия (mozgokratia.ru)]. Но вкратце напомню, чтобы было понятно, как уничтожается история и разгоняются кадры высочайшей квалификации.
Предыдущий губернатор Петербурга уже было «решил вопрос», но нынешний перерешил, после чего Дворец городу оказался ни к чему. И Горьковский дворец уничтожили виртуально. Не помогло даже обращение к губернатору Александру Беглову, инициированное председателем комитета по законодательству Законодательного собрания Санкт-Петербурга Денисом Четырбоком и подписанное всеми (!) депутатами ЗАКСа. Ответ был прост: у города денег нет.
В итоге Дворец купило правительство Ленинградской области. Конечно, области тоже необходим такой Дворец, но…
Прервалась связь времён. Традиции, бережно сохраняемые работниками культуры на протяжении 93 лет, канули в Лету. Соответственно, встал вопрос: что будет с творческими коллективами? А ведь занятия во многих из них были бесплатными. Что будет с имеющим 120-летнюю историю оркестром народных инструментов имени Б.С. Трояновского? С хором имени М.С. Заринской, основанном в 1944 году в Ленинградском Дворце пионеров? С Театром балета, с коллективами «Примавера», «Дебют», «Зурбаган», «Шемрок», «Колесо», «Созвездие», с изостудией «Контраст»?
Всего во Дворце занимались 30 любительских коллективов, семь из которых носили звания образцовых и народных. 2000 человек! Кроме того, здесь находили себе приют творческие коллективы 26 национальных диаспор.
Я уже не говорю о том, что все эти 90 с лишним лет на сцене Большого зала ДК выступали с гастролями лучшие в стране и в мире театры, оркестры, оперные, балетные, эстрадные ансамбли и исполнители.
Тревоги оказались не напрасными. Уникальный коллектив Дворца, состоявший из высокопрофессиональных специалистов, в числе которых 10 заслуженных работников культуры РФ, — был распущен. Точнее, уволен: 22 июня 2020 года, в соответствии с Постановлением президиума Ленинградской федерации профсоюзов о ликвидации Дворца. Теперь для всех этих людей 22 июня — вдвойне горестно памятная дата.
…Так какая судьба ждёт теперь бывшую тюрьму «Кресты»?
Есть здравые идеи. Например, перенести в бывшие «Кресты» Музей политической истории, а освободившийся при этом Дворец Кшесинской передать Театральному музею. Это будет логично и справедливо. Ведь если Петербург нынче справедливо считается туристической столицей России, то это во многом благодаря тому, что он столица музейная.