Почему нет звания «бизнесмен-герой»?

Сергей Ачильдиев
Декабрь09/ 2022

Отчего в России вот уже который год число предприятий малого и среднего бизнеса (МСП) на низком уровне? Оттого, что бизнес маленький, а риски остаться у разбитого корыта — большие.

 

Вот прошлогодние данные, представленные главе государства Уполномоченным при Президенте России по защите прав предпринимателей: вклад МСП в валовый внутренний продукт (ВВП) страны — 20,8 процента, доля занятых на таких предприятиях — 27 процентов.

Вроде бы не так уж плохо. Но это, увы, только на первый взгляд. В том же докладе Президенту сказано, что в Германии аналогичные показатели составляют, соответственно, 43 и 57 процентов, а в Китае и того больше — 60 и 83.

В чём же дело?

Вот свежие данные ВЦИОМ: если шесть лет назад доля россиян, желающих иметь свой бизнес, составляла 34 процента, то сегодня — 23. При этом лишь 15 процентов пытаются от желания перейти к делу.

Уважаемый социологический центр добавляет: «Среди основных барьеров для начала собственного бизнеса россияне указывают состояние здоровья, возраст, отсутствие стартового капитала и нужных компетенций». Думаю, более или менее сведущий читатель вряд ли безоговорочно поверит в такие объяснения.

Даниил Ермолаев, директор по развитию ВЦИОМ-Консалтинг, более объективен. Он считает, что виной всему инициируемая законодателями периодическая смена «правил игры», за которой не успевают государственные программы, и нормативная база, часть которой была создана ещё в советские времена, а потому никак не отвечает нынешним экономическим реалиям.

Однако в отличие от желающих стать предпринимателями, те, кто уже несёт или ранее нёс эту тяжелейшую ношу, обычно ссылаются и на другие причины. Кроме часто изменяющегося законодательства, это — высокие цены на сырьё, большие ставки по кредиту, коррупционный пресс со стороны госструктур, высокие налоги и взносы в социальные фонды, санкции со стороны других государств, а также снижающаяся покупательная способность потенциальных клиентов.

Фактически владельцы малого и среднего бизнеса зачастую оказываются один на один со всеми этими трудностями. Народ в общей своей массе традиционно предпринимателей не любит, считая их мошенниками, которые дерут с бедных покупателей и клиентов три шкуры. Государство и банки держат их на положении нелюбимых пасынков. И даже  ассоциации малого и среднего бизнеса не в силах защитить своих членов, потому как эти организации — да простят меня их руководители — не ахти как авторитетны. Ведь в масштабах родного города, региона или всей страны этот бизнес никакой существенной роли не играет.

И снова — отчего так? Да оттого, что легче управлять десятком магнатов, каждый из которых даёт миллиардные налоги, чем сотнями тысяч мелких собственников, каждый из которых даёт налоги с куриное яичко. А трудиться до седьмого пота, помогая этим маленьким и средненьким, чтобы яичко стало золотым, — кому ж охота? Как сказал бы Михаил Жванецкий, легче иметь дело с одним богатым, чем  с пятью, которые на грани бедности.

Не случайно, наверное, и в перечне показателей эффективности работы губернаторов среди 20 пунктов на первом месте — «доверие к власти», а «число занятых в малом и среднем бизнесе, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых», — на предпоследнем.

Вот и получается, что у нас владельцы малого и среднего бизнеса, а также индивидуалы и самозанятые, сумевшие продержаться на рынке хотя бы пять лет, — настоящие герои. Особенно, если они работают не в сфере «купи–продай». Будь моя воля, я бы награждал таких медалями и даже орденами.

А тем, кто к тому же занят научными разработками и их внедрением, присваивал бы геройское звание и устанавливал на родине бронзовый бюст.

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

3 × два =