Путешествие с Петром I — от «Авроры» до Троицкой площади

Григорий Иоффе
Декабрь12/ 2022

Трудно себе представить реального Петра Великого в сегодняшнем Петербурге спустя почти 320 лет. Но если пройти тем же путём, которым хаживал первый наш император, да напрячь воображение…

Фрегат «Штандарт» бросил якорь между летним домиком государя на правой стороне Невы и летним его дворцом на левой.

Был пасмурный майский день 1703 года. Летний сад ещё не разросся, но уже выделялся среди окружавших его жёлтых болот своей свежей листвой и регулярной прямоугольностью.

Таким же будет и город, думал молодой царь, спускаясь в шлюпку. Поделю его на квадраты, разграничу каналами, дабы всякий корабль во всяком месте пристать мог…

Тем временем его шлюпка ткнулась носом в низкий правый берег, как раз там, где от Невы ответвляется Большая Невка. Место не сильно топкое, и древесина есть. Справа место для большого причала.

— «Аврору» поставим, — решил самодержец. — А напротив, там, где чухонская лачуга под сосной, училище морское возведём, чтоб было где гардемаринам морскую науку познавать.

Пётр достал компас. Стрелка показала на запад, в сторону залива и окна в Европу.

Туда, по стрелке, вдоль берега, по Петровской набережной и пошли. Царь шагал широко и твёрдо, чётко отмеряя назначенный ему природой шаг в 84 сантиметра.

Свита же плелась, как попало, постоянно отставая и путаясь в колючих кустах. Особо тучные то тут, то там норовили пристроиться на стоявших вдоль пути чугунных скамейках. Благо, самодержец у карты города остановился, рассматривал внимательно и что-то бормотал под нос:

— Там построим Кронверк, а здесь Фонтанку пророем.

Тут и свита подтянулась.

«А там, на левом берегу, — думал царь, — на Сенатской площади, в честь святого Исаакия храм поставим, самый большой в Европе будет. Пущай голландцы завидуют, большие и малые!».

У избы сделали перекур. Посидели на пеньках, внутрь зашли. Служивые поставили самовар.

Но не всё ж пировать. Не окончен ещё путь Петра на сей день.

Государь первым вскочил, и как всегда — в притолоку лбом. Свита так и ахнула:

— Дал же Бог роста царю! Хорошо, всю избу не разворотил.

А тому хоть бы хны! Похлопал по треуголке, потёр лоб, и давай опять кочки болотные 84-сантиметровыми шагами мерять. Туда, вперёд, где будет город заложён, к Троицкой площади, к будущей крепости, к будущему собору с золотым шпилем, чтоб самым высоким в Европе был! Чтоб все англосаксы сдохли!

«А на площади церковь поставлю, — прикинул царь. — А как поставлю, объявлю там себя императором! Вот урок-то немцам будет! И разным прочим шведам!»

…Приезжайте и вы, братцы, на Петровскую набережную прогуляться. Тут, пишут, ещё и пушки будут. А где пушки, там и салют. А раз салют, значит, Виктория новая! А где Виктория, там — Пётр. Глядишь, и встретитесь…

Фото автора

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

семнадцать − пятнадцать =