В Бразилии уже нельзя купить на улице футболку сборной, в булочных и барах по телевизору показывают мыльные оперы. Для бразильцев чемпионат мира по футболу завершился задолго до его окончания.
Роковым стал матч с хорватами, и снова на стадии 1/4 финала. Со стороны может показаться, что команда не та, что всё так же, как и в прошлый раз, и даже восемь лет назад. Что великая сборная измельчала и вылетела из-за хорватов, собственных глупых ошибок и т.д. В чисто спортивном смысле, возможно, это так, но есть нюанс…
Большие надежды и затянувшаяся грусть
А как прекрасно всё начиналось!
Давно уже в Бразилии не было такой атмосферы во время мировых футбольных чемпионатов. Я был с бразильцами на трёх последних мундиалях. Но первые два — в 2014-м и 2018-м — не дали мне и половины того заряда эмоций, как в этот раз.
Сказать, что бразильцы — люди эмоциональные, южные и горячие, — значит, ничего не сказать. Это вулкан страстей, тем более в преддверии надежд на победу в самом главном и самом важном для 210-миллионной страны виде спорта, который даже и не спорт, а сам дух нации.
Надежды были тем более велики ещё и потому, что в последние восемь лет Бразилия увядала, терзаемая экономическими и политическими кризисами.
Восемь лет назад в стране разразился огромный политический скандал, в результате которого были отодвинуты от власти социально ориентированные силы. На смену им пришла настоящая диктатура буржуазии.
Подавляющее большинство населения стало терять возможности и перспективы. Уже не только центральные станции метро больших городов оказались в окружении бездомных, но и центры небольших городов превратились в приюты для бомжей. В нашем городке, на улице длиной всего 100 метров, где я живу, нашли ночлег четверо обездоленных.
А потом пришёл Covid, который сильнее всего ударил по обедневшим гражданам, особенно по тем, кто очутился на улице. Наступил самый настоящий мор, усиленный к тому же стараниями правящей верхушки, которая по политическим мотивам упрямо отказывалась от закупок вакцин для населения. В то время как Аргентина массово прививалась российским «Спутником», Бразилия ждала возможности купить «цивилизованную» вакцину западных разработчиков. В итоге — сотни тысяч погибших.
В последние два года народ беднел с удивительной скоростью. Экономика номинально росла, и это ставят в заслугу правительству Жаира Болсонару. Однако всё уходило за границу, а миллионы бразильцев перестали есть мясо и почти отказались от своего обожаемого кофе.
Говядина всего за год выросла в цене в два раза, а кофе, за полгода, — в три. Рост цен на бензин, газ, молоко и рис — всё это привело к тому, что радиостанции, которые раньше разыгрывали билеты на концерт или набор для барбекю, стали разыгрывать баллон газа или так называемую «базовую корзину» — месячный набор для выживания с рисом, бобами и макаронами.
Не слабее пандемии ударили по Бразилии и перемены климата. Постоянные наводнения и сели, отсутствие лета в южной части страны, засухи в её северных регионах — всё это тоже внесло свою лепту в затянувшуюся депрессию.
Бразильцы — очень эмоциональная нация. Они зависят от настроения, как русские от крепкого чая в первые декабрьские морозы. А тут вдобавок ко всему отмена Карнавала и июньского праздника Феста Жунина (празднование Дня Иоанна Крестителя)…
И тут пришли перемены
В октябре состоялись выборы, и с января к власти снова вернутся социально ориентированные силы, которые возглавляет Луис Инасиу да Силва, которого в народе зовут просто Лула. Один раз он уже вывел страну из мрака чересчур свободного рынка 1990-х.
У активной части населения наступила эйфория. Сторонники правых сил и президента Болсонару, избравшие символом своего протеста футболки сборной, принялись бастовать и осаждать военные базы страны, требуя от армии взять власть в свои руки.
Однако с началом чемпионата бóльшая часть сторонников Болсонару, увидев, как играет первую игру их сборная, тут же вспомнили, что они прежде всего бразильцы, а уж потом капиталисты, всё бросили и устремились к экранам телевизоров, слились в праздничном веселье со своими оппонентами, решив, слава Богу, позабыть на время про политические разногласия.
Так футболки Селесау, как называют в Бразилии сборную по футболу, примирили и правых, и левых. Вся страна окрасилась в цвета национального флага. Да, поначалу многие продолжали дежурить у воинских частей в ожидании переворота, но во время одной из первых игр, увидев своих вождей в телевизоре, болеющими прямо на стадионе, разочаровались в идее мятежа. Уже завладевший умами бразильцев невероятный эмоциональный подъём в купе с дерзкой новой формой (дань пятнистому ягуару, одному из любимых представителей бразильской фауны) и танцами футболистов, полностью вымыли из болельщиков сомнения в том, что в этот раз победа в чемпионате реальна как никогда. Девчонки распевали футбольные кричалки, а мужчины ломали голову над тем, как красивее расположить на форме шестую звезду.
Футбольный чемпионат мира в Бразилии — традиционно нерабочее время. В будние дни на время игр работодатели на предприятиях включают футбол на всех телевизорах, а если на производстве телевизоров нет — их для такого дела закупают специально. А тут чемпионат вдобавок пришёлся на конец года — никаких исключений, только футбол!
Три недели назад в Сан-Паулу отгремела самая большая в мире ярмарка комиксов и кинематографа (CCXP), которую посетили примерно 250 тысяч человек. Как обычно, на это действо из разных стран слетелись любители поболтать о любимых сериалах, мультиках и комиксах. Треть посетителей явились на ярмарку в футболках бразильской сборной. Местная сеть кинотеатров построила посреди ярмарочной территории временный зал, где показывали игру с Камеруном, которую комментировали блоггеры, изо дня в день вещающие в интернете про новинки из мира человеков-пауков и суперменов.
На этот раз атмосфера турнира была настолько заразительна, что приехавшие на ярмарку голливудские артисты потребовали, чтобы им тоже показали игру с Камеруном. В те два часа пятницы, когда сборная Бразилии неожиданно потерпела первое поражение на мундиале, никто ни о чём другом не думал.
Веселье во всём
В этот раз даже Ютьюб устроил специально для бразильцев онлайн-трансляции игр чемпионата, отдав комментарии на откуп Каземиро, крупнейшему блоггеру страны. Надолго бразильцы запомнят это событие. Каземиро отправил журналистами в Катар комиков и таких же блоггеров-весельчаков, от чего репортажи из Катара оказались порой настолько безумными (https://youtu.be/IiRi3efaTGk), что в какой-то момент местные стали переживать, не загремят ли их «репортёры» на чужбине в тюрьму.
Отсутствие серьёзных разборов непосредственно футбола тут никого особо не тревожило. Ничего удивительного, любой бразилец с детства — сам себе футбольный аналитик!
На начальной стадии чемпионата мэры городов устраивали на площадях просмотры матчей на огромных экранах, и, надев футболку с ягуаром, при каждом забитом бразильцами мяче прыгали от радости.
Этот чемпионат мира стал моментом долгожданного единения для бразильцев и апофеозом ощущения того, что настоящая весёлая и яркая Бразилия возвращается, а вместе с ней возвращается и единый народ. В отличие от предыдущих чемпионатов, даже после рокового поражения Селесау от хорватов, бразильцы не упали духом. Просто наступила очередная рабочая неделя, и скоро Рождество. А шестая звезда? Поборемся в 2026-м!
Современный бразилец — снова бразилец. Он полон надежды и жизненного счастья.
…В 2014 году я только знакомился с бразильцами. Тогда во время чемпионата мира я впервые услышал песню, сразу ставшую одной из моих любимых: Eu sou braileiro, com muito orgulho, com muito amor… — «Я — бразилец. Со мной моя гордость и моя любовь…». Это было восемь лет назад. Эту песню напевал идущий по улице мужчина. Тогда же я слышал её в последний раз. Так было до ноября 2022 года, когда песня «Я — бразилец» наконец вернулась.
Сан-Паулу
На снимке вверху: Лионель Месси и Криштиану Роналду.
Надпись гласит: «Мужчины решают, как красивее будет расположить на форме шестую звезду»