Дополнительная, новогодняя, пенсия, о которой так много говорили в СМИ, не появится на счетах пожилых россиян. Государственная дума не поддержала инициативу справедливороссов.
С предложением принять закон о выплате пожилым гражданам новогодней пенсии 6 декабря выступил Сергей Миронов, лидер партии «Справедливая Россия — за правду». Он аргументировал необходимость такой меры тем, что пенсионеры — «одни из самых уязвимых членов общества».
Речь шла не обо всей пенсии, а лишь о страховой её части. Тем не менее правительство, проанализировав предложение партийцев, с ним не согласилось. В заключении кабинета министров сказано, что данная законодательная инициатива «противоречит пенсионному законодательству Российской Федерации».
«Единая Россия», имеющая в Госдуме конституционное большинство (свыше двух третей голосов), поддержала правительство, а депутаты от ЛДПР ревниво напомнили, что 13-я пенсия для пожилых — это их идея, с которой они выступали ещё ровно год назад. Возможно, если бы две партии поменьше соревновались в том, кто кого перещеголяет в заботе об электорате, а выступили заодно, против такой общей силы правительство да и «единороссы» не устояли бы.
Но получилось так, как получилось.
На самом деле проблема, очевидно, не столько в том, что 13-я пенсия не соответствует законодательству, сколько в нехватке денег. Сегодня в нашей стране примерно 42 миллиона пенсионеров, состоящих на учёте в ПФР, то есть почти треть всего населения России. В пояснительной записке к законопроекту справедливороссов говорилось, что цена вопроса — 654 млрд. 846 млн 997 тыс. рублей.
Много это или мало? Для рядового гражданина — сумма, конечно, фантастическая, но и для государственного бюджета, который в начале нынешнего года был определён в 25 триллионов рублей, — весьма ощутимая. Тем более если учесть экономические трудности, которые поставил перед нашей страной нынешний год. К тому же надо понимать, что в случае принятия закона о 13-й пенсии её пришлось бы выплачивать не только теперь, но и каждый декабрь в будущем. Между тем «социальная политика» и без того самая весомая статья открытых расходов бюджета.
С другой стороны, как утверждают некоторые экономисты, новогодняя пенсия вовсе не оказалась бы благотворительностью со стороны государства.
За первые девять месяцев этого года покупательная способность россиян заметно снизилась. По данным РБК, если за тот же период прошлого года среднедушевого дохода наших сограждан было достаточно для покупки 735 кг сахара и 1146,3 кг капусты, то в нынешнем — для покупки лишь 568,3 кг сахара и 749,1 кг капусты [Снижение реальных доходов россиян ускорилось к осени — РБК (rbc.ru)].
Можно привести и другие данные, свидетельствующие о реальных доходах пожилых россиян. Но, думаю, даже те, кто живёт на 18398 руб. (такова была средняя пенсия по России в середине этого года) или на 30-40 тысяч, что считается очень даже высокой пенсией, хорошо понимают, что появись у них перед Новым Годом ещё несколько тысяч, они не спрятали бы эти деньги под подушку. Они понесли бы их в магазины — чтобы сделать подарки близким и друзьям, а также порадовать покупкой себя, украсить праздничный стол…
А это и для государства — прямая выгода. Оживление торговли даёт не только дополнительные налоги в бюджеты всех уровней, но и создаёт новые рабочие места, развивает экономику.
Само собой, выгода проявится не сразу, а лишь через несколько месяцев. Но проявится. Таков закон экономики.