Сказка — выдумка, да в ней — намёк

Роман Караваев
Январь11/ 2023

Как приятно обмануться в первом плохом впечатлении! Взглянув на характерно цветастую обложку книги Елены Ворон «Подземный-Каменный», подумал: опять фэнтезиА оказалось, умная сказка!

«Что делать, если мир сошел с ума? — говорится в аннотации к роману. — Лишь недавно он был разумным и добрым; иное дело — сейчас. Люди становятся жестокими, коварными, сребролюбивыми, всюду плодятся доносчики, палачи и просто любители поглазеть на чужие мучения». Какое уж тут фэнтези!..

И стоит перелистнуть одну-другую страницу книги, как убеждаешься: это старая добрая литературная сказка, к тому же отлично написанная. Вроде «Конька-Горбунка» Петра Ершова, «Золотого ключика» Алексея Толстого, «Чёрной курицы» Антония Погорельского.

Что такое фэнтези? Мир, никогда не существовавший, выдуманный от и до, с обязательными приключениями героев, которые, несмотря ни что, побеждают всё и всех. В этом мире сплошные химеры — эльфы, гномы, орки, тролли, драконы и прочая живность. Это даже не воображение — сплошные авторские фантазии. А сказка —частичка фольклора и, значит, народной души, к тому же несёт в себе множество смыслов и непременную мораль.

Вот и сама Елена Ворон подтверждает это: «Людям надо напоминать старые истины, — пишет она, — иначе их легко забывают. А молодые — те не знают вовсе…».

В этой книге есть все признаки русских сказок, уходящих корнями в язычество восточных славян. Подземный-Каменный, например, вполне ассоциируется со Сварогом, когда-то сотворившим твердь земную из алатырь-камня, Воздушный-Ветреный — со Стрибогом, повелителем небесных стихий и ветров, триада Лесных (Дарящий, Неуловимый и Таинственный) — с Лешим, духом-хозяином леса, существом рангом пониже первых двух, но в то же время одним из самых популярных у наших пращуров. Да и Водяной-Текучий — он же просто Водяной, властелин водной стихии, рек, озёр и болот.

Не говорю уж о Русалках, которых древние славяне чтили как Берегинь, что тоже нашло своё отражение в романе Елены Ворон. Её водяные девы — тёплые, ласковые и заботливые. Они всегда готовы прийти на помощь своим сухопутным друзьям и любимым, в отличие от более поздних фольклорных русалок, затягивающих доверчивых или зазевавшихся путников в тёмные омуты.

Все сказочно-мифологические персонажи «Подземного-Каменного» гораздо ближе к простым людям, чем какие-нибудь «владыки верхнего уровня». И мир, на фоне которого разворачивается действие романа, — привычные российскому взору родные просторы, необозримые и манящие, в которые гармонично вкраплены деревни и села, леса и поля, моря и заливы. Каждый штрих к месту. Ничего лишнего…

Роман начинается интригующе: «Большая туча уверенно сожрала солнце. В один миг всё кругом поблекло, потемнело, и знойный летний день прикинулся осенним вечером. Дубы тревожно зашелестели, благодатная тень под ними обернулась зябким сумраком».

Серьёзный импульс для погружения в атмосферу беспокойства. Рельефно выписано, точно. Сразу вспоминаются ощущения перед грозой. Из детства. Нежданные порывы ветра и гнетущая тишина, прижимающая к земле.

А дальше, сходу — действие. Введение в обстоятельства. Выход главного героя Лиха. Странного какого-то. Разговаривающего с камнями и гладящего их, словно кошек…

И почти тут же выясняется, что этот Лих — отпрыск владыки Подземного-Каменного. Иначе говоря, получеловек-полукамень. И с этим условием связано множество проблем. Разумеется, его личных, потому как унаследовал он от предка каменную твердолобость и редкостное упрямство.

Вообще-то, Лих — человек добрый, отзывчивый и отходчивый, но фамильные черты характера заметно мешают ему жить. И неизвестно, чем бы закончились его мытарства, если бы не Эр-Ветер, очень вовремя появившийся друг и соратник. Он тоже не просто человек, а родич Воздушного-Ветреного, лёгкий, подвижный, умелый. Они с Лихом органично дополняют друг друга. И в этом их сила.

Как тут не вспомнить, что древние наши пращуры, восточные славяне, верили в своё происхождение от языческих богов. И, конечно, относились к владыкам стихий как к первопредкам. Взять хоть «Слово о полку Игореве», где князья назывались детьми Дажьбога, а ветры — сыновьями Стрибога.

Естественно, что как раз Эр-Ветер (он же Эрик) — инициатор и движущая сила в определённой автором паре. Именно он открывает Лиху глаза на зло, пришедшее в их мир, хотя тот и сам уже начинает догадываться: далеко не всё благополучно в родных краях. И князь теперь новый, гораздо хуже предыдущего. И славить его надобно, соблюдая жестокие ритуалы. И незнакомое божество навязывается силой, с призывами забыть прежних владык и искоренять то, что нынче назначено злом.

А ведь любых богов поддерживает и питает людская вера! Без неё властелины стихий хиреют и уходят в небытие. Все эти негативные изменения Эрик видит гораздо лучше Лиха, он же — Ветер, ему «сверху видно всё…». Да и жизненный опыт у него побогаче, и родственники, которые всегда рядом, указывают правильный путь: «Ищи Каменного!». С ним вдвоём пробивайтесь к владыке земному (читай — к Сварогу), он — первооснова всего, его надо выручать, иначе всем смерть. А там, глядишь, жизнь опять начнёт меняться к лучшему…

И отправляются братья Лих и Эрик в дорогу. Их ждёт много неожиданностей — погони, схватки с княжьими людьми, предательство случайных попутчиков, непростые отношения  с местными владыками… Ну, и, конечно любовь.

Чтение романа «Подземный-Каменный» — увлекательное, красочное погружение в иной мир. Но, впрочем, он то и дело напоминает наш собственный, потому что и в нём складываются критические ситуации, творятся плохие дела и добрые, от людей требуются присутствие духа и мужество, а победа не приходит сама собой.

Занятная, талантливо написанная сказка получилась у Елены Ворон. Не просто философская, но ещё и поучительная. Вызывающая массу аллюзий с нашей реальностью — этакий перекресток мифа с явью.

Новоявленный князь «призывает забыть древних владык и обратиться к новому, которого сам же придумал. Он воображает, будто древние умрут, а новый народится, потому что люди станут в него верить, и эта вера якобы даст ему силу… А нового он придумал такого, что поганей трудно вообразить. Жестокого, жадного, охочего до людских страданий. Но людям пришлось по душе, что отныне можно жить без уважения к древним законам. Теперь кто силен, тот и прав. Опять же, кто хитёр и кто лжив, тот в силе».

Стало быть, надо славить новое божество, вроде как солнечное и всюду насаждать его культ. И жертвы ему надо приносить обязательно. И неверных врагов его, определённых князем же (а кем ещё?), изничтожать под корень. И неважно, кто это — курица, крольчонок, котёнок или человек. Главное — старое, традиционное, чем люди жили веками, требуется отринуть. Отринуть во имя непонятно чего…

В общем, весьма актуальной вышла сказка у Елены Ворон. Как раз вовремя.

 

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

пять × 2 =