Не успели доесть новогоднее и выбросить старую ёлку, а уже завершается первая рабочая неделя и подступил старый Новый Год. Время летит. Как же строить планы и выполнять задуманное?..
Ах, как покойно жилось нашим предкам! Расчётливо, неспешно, устойчиво. Без нынешней суеты и неуверенности в завтрашнем дне.
Вот Вестминстерский холл, старейшая часть одноимённого дворца в Лондоне. Здание этого холла начали возводить ещё при Вильгельме II, одном из сыновей Вильгельма Завоевателя, и, никуда не спеша, сдали объект в эксплуатацию к XIV столетию.
Зато три сотни лет строительства — при британском упорстве — обеспечили зданию большую надёжность. Но, известное дело, ничего вечного на свете не бывает, даже в Англии, а потому ещё через шесть столетий, в 1913 году, пришло, наконец, время дать Вестминстерскому холлу капитальный ремонт.
Особенно беспокоили огромные дубовые стропила. Они уже требовали срочной замены. К тому времени в Британской империи ещё не успели вырубить все леса, и встречались даже старые дубы. Но не те, что годились для капремонта. Нужны были здоровые деревья, да вдобавок никак не младше трёхсот лет.
В конце концов, кто-то спросил:
— А кто поставлял дубы для стропил в XIV веке?
Англия может гордиться своим отношением ко всему старому. И довольно быстро в архиве удалось разыскать бумагу, в которой на среднеанглийском (Middle English) было указано, что поставщиком дубов для стропил было семейство неких Кортопов из Сассекса. Более того, оказалось, что поместье это существует поныне и владеет им то же семейство.
Написали в Сассекс. И вскоре пришёл ответ. Глава семейства сэр Кортоп сообщал, что его предок ещё в том самом XIV веке, поставив дубовые балки для Вестминстера, загодя подумал о будущем ремонте, а потому тут же распорядился высадить молодые дубки. В общем, назовите цену, и можете приехать за новыми балками в любой удобный день.
Договор с лондонскими строителями столько времени хранился в семье Кортопов не только по причине английского педантизма. Просто (если, конечно, сегодня кому-то покажется, что это просто) тот давний Кортоп запланировал капитальный ремонт Вестминстерского холла через 560 лет…
Да что там далёкое Средневековье! Ещё наши бабушки-дедушки, жившие при советской власти, твёрдо знали, а потому могли строить личные планы, по какой пойдут профессии, где будут работать и сколько зарабатывать, когда обзаведутся семьёй, сколько родят детей и на каком году семейной жизни могут, наконец, дождаться отдельной квартиры.
А вот теперешней молодёжи не позавидуешь.
Ну, поступление в техникум или в вуз — при хорошей учёбе в школе — ещё можно спланировать. А вот всё, что потом, уже тонет в тумане, как ёжик Норштейна. Женятся и рожают детей теперь поздно — не в 18–22, как это делали опять-таки бабушки-дедушки, а к 30 или даже после того. Сперва надо сделать карьеру, добиться положения в обществе.
Вот тут-то и начинаются непонятки. С техникумовским дипломом, а тем более с вузовским сразу устроиться на хорошую работу трудно. Работодатель говорит:
— У вас нет опыта!
А откуда ж он возьмётся, если от молодого специалиста все отмахиваются? Но даже если повезло и тебя взяли, никто не гарантирует, что эта фирма через годик-другой вдруг не закроется. В наши дни это встречается сплошь и рядом. И, главное, замечено, что случается это как раз в тот момент, когда вы с женой взяли ипотечный кредит, переехав, наконец, от родителей в собственную квартиру, или ждёте пополнения в семействе.
Но предположим, и тут фортуна тебе улыбнулась. Ты успешно окончил школу, а потом и медицинский институт, стал начинающим хирургом в большой больнице. Пройдёт пять лет — ты уже сам проводишь операции, и весьма уверенно. Ещё пять — тебе говорят, что у тебя золотые руки и светлая голова. Через пятнадцать лет у тебя появятся ученики, такие же начинающие хирурги, каким ты сам когда-то пришёл в эту больницу. А через двадцать-двадцать пять лет вдруг выясняется, что теперь такого рода операции будут делать роботы. Серия испытаний доказала, что, хотя ты и хирург от Бога, но роботы от Научного центра им. Пупкина-Тютькина работают ещё лучше да к тому же с большей производительностью, заменяя не только тебя, грешного, но и всю твою бригаду.
И что же теперь тебе делать?! Как что? — переучивайся. На кого? Милый мой, ну кто же это сегодня знает, если впереди ещё целых четверть века! Никто не ведает даже, когда именно появятся роботы-хирурги — может, раньше, а может, позже. Известно только, что они наверняка будут, ведь уже сегодня несложные типовые операции проводятся полностью под управлением роботов.
…В новогодние каникулы встречались мы с моим старым товарищем, и я рассказал ему эту историю про то, какими планами жили наши предки в Средние века, какими при «развитом социализме» и как непредсказуема будет жизнь нынешних школьников. Он внимательно меня выслушал и сказал:
— Знаешь, уж лучше ничего не ведать о своём будущем, чем мучиться от скуки, наперёд зная свою жизнь, как расписание электричек.
Может, он прав?