У неё длинные тёмные волосы и мягкая улыбка. Если вы не знакомы, вам и в голову не придёт, что Виктория — армрестлер, и в её копилке свыше 200 медалей, а ещё 6-е место в чемпионате России.
— Виктория, как получилось, что вы занялись таким неженским спортом?
— В школе я много боролась на руках, но не знала, как это называется. А когда поступила в Санкт-Петербургский университет промышленных технологий и дизайна, впервые на физкультуре увидела стол для армрестлинга. Тут мне и объяснили, что это и есть та самая борьба на руках.
Никто из девочек таким спортом не занимался, и мне предложили в соперники мальчика из нашей группы. Неожиданно я у него выиграла, после чего преподаватель отправил меня на внутривузовские соревнования.
Я пришла туда, не зная никакой техники. Меня поставили в пару с призёром прошлых соревнований, которая побеждала три года подряд. Ну, думаю, ничего себе! А в итоге я её победила без проблем. И меня взяли в сборную на городской турнир. Я и там у всех выиграла. Тогда мне предложили участвовать в чемпионате Ленинградской области и других открытых соревнованиях.
— Как же так, без всяких тренировок и сразу в победители?
— Я и потом очень мало тренировалась. Просто иногда в месяц было по три-четыре выступления, и это для меня были тренировки. Я от одних соревнований до других едва успевала отойти. Ждала, пока переболят руки.
В позапрошлом году я должна была представлять Петербург на первенстве России. Вообще-то, к этому чемпионату готовятся целый год, три-четыре раза в неделю, по специальной программе, с тренером. И я стала ходить в зал, чтобы немножко отработать технику. Но так и не заметила, чтобы силы прибавились. В итоге заняла 6-е место.
Многие не верили, что можно вот так, без тренировок, стать шестой на первенстве страны. А я выиграла даже у чемпионки Европы — Екатерины Гричиной.
После 6-го места на чемпионате страны я всё-таки решила серьёзно готовиться. Думала, тогда вообще, может, в тройку попаду и поеду на чемпионат мира. Но ведь работаю, являюсь секретарём ректора того самого университета, который окончила, времени на тренировки у меня нет. И я на них махнула рукой.
— И всё-таки, как удаётся побеждать без тренировок?
— Мне кажется, помогает какая-то природная сила, генетика. Папа мечтал о мальчике, а родилась я. С детства мы с ним много боролись. Он в юности занимался боксом, поэтому показывал мне разные приёмы. В школьные годы всё лето проводила на турниках, брусьях, много лазала по канату.
— Когда соперница уже перед вами, что вы видите в её глазах?
— Я по глазам определяю, добрый человек или нет. В редких случаях попадались девочки, которые во время борьбы смотрели злыми глазами. У нас в Петербурге дружеская атмосфера, все друг друга знают, и все относятся к тебе с пониманием и уважением. Подходя к столу, мы первым делом протягиваем друг другу руки. Но на чемпионате России — там уже по-другому…
— А вы как-то показываете эмоции во время борьбы?
— Я всегда спокойна. Когда пересматриваю видео, кажется, что я даже чересчур серьёзная. По моему лицу непонятно, какие эмоции я испытываю. Но даже на самых обычных соревнованиях — на чемпионате вуза или клуба — очень волнуюсь, меня прямо трясёт. За 11 лет я так и не научилась справляться с эмоциями. Вот это проблема, и с ней нужно бороться, потому что иногда она отвлекает.
— Признайтесь, как вы относитесь к соперницам, которые слабее вас?
— Всегда очень уважительно. Они все достойные, потому что не побоялись прийти. И точно так же к тем, кто сильнее. Вот только бояться их не надо. Есть люди сильнее и умнее нас. Но никогда нельзя переоценивать или недооценивать себя.
— В правилах армрестлинга сказано, что всегда должны быть чистые руки и коротко постриженные ногти. Не жалко каждый раз жертвовать маникюром?
— Жалко, конечно, но правила есть правила. Чтобы не повредить руку соперницы, нужно и ногти постричь, и снять все кольца, браслеты.
— А как избежать травм на соревнованиях?
— Это в большей степени должен контролировать судья. Если он видит, что спортсмен борется в опасном положении, то есть рука идёт в одну сторону, а плечо — в другую, он должен остановить борьбу. Ещё одна причина травм — отсутствие разминки. Надо заранее сделать специальную зарядку, чтобы согреть руку.
Чаще всего травмы случаются за кулисами, особенно у мальчиков. Они поборолись за столом, а потом за кулисами снова меряются силой. А там уже нет судейского контроля, и в какой-то момент — раз — и слышится хруст…
— У вас тоже бывали травмы?
— А как же! Бывали такие, после которых другая сказала бы: «Всё, с меня хватит».
Первую травму я получила ещё в 2012 году. После чемпионата города среди вузов мне предложили поехать в Белгород на чемпионат университетов России. Там это и случилось. Меня сразу вывели, «заморозили» и направили в травмпункт. А я обошла весь зал и стала участвовать дальше с этой же рукой. Видимо, в тот момент был какой-то шок, адреналин и желание поучаствовать. И — проиграла. Потом одни меня ругали, другие — хвалили, мол, какой ты герой.
Честно говоря, я и сейчас, если травма, думаю: «Ну хотя бы на одной руке попробую». Я — фанат соревнований. Пару раз приходила на соревнования, в которых не участвовала, и поняла — не могу смотреть со стороны, мне надо выйти и участвовать.
— Но, наверное, бывает и такое, что спортсмен намеренно хочет травмировать соперника?
— Я таких случаев не встречала. За что люблю армрестлинг, так это за уважение к соперникам. Не случайно у нас даже группа называется «АРМ СЕМЬЯ».
— Судя по вашим словам, роль судей в этом виде спорта очень важна …
— Да, конечно. Когда борются два профи, рука может коснуться подушки на миллисекунду, и судья должен это увидеть. Правда, теперь объективному судейству, как, например, и в футболе, помогает видеопросмотр.
Судья, кроме того, контролирует, чтобы захват был ровно посередине стола, чтобы плечи были параллельно столу, чтобы кисть была ровная и фаланги пальцев открыты. Казалось бы, в борьбе участвуют два человека, две руки, но судей всегда тоже двое. Главный смотрит за обоими спортсменами, но больше обращает внимание на локоть, который находится ближе к нему, а боковой смотрит на локоть второго спортсмена.
— Я раньше думал, что в армрестлинге главное — физическая сила, но теперь понимаю, что очень многое значит техника борьбы.
— Есть две основные техники — «в крюк» и «вéрхом». Когда меня спрашивают, какую технику использую, я в ответ смеюсь: «Боком!». Но на самом деле это не смешно. Поначалу я так и боролась — чисто силой.
Если боремся через верх — это значит твоя кисть сверху, и при этом ещё ты задействуешь мышцы спины. Тебе легче, а сопернику тяжелее. Если «в крюк» — закручиваешь кисть соперницы в свою сторону и тянешь. Но это для людей с большой выносливостью.
Профессиональный спортсмен, когда берут руку соперника в свою, уже понимает, какую технику будет использовать.
— А вы?
— У меня всё получается уже в процессе. Схватила руку соперницы, держу, что-то не получается — меняю технику. Любимой техники у меня нет.
— Есть ли какие-то хитрости для победы? В фильме «Изо всех сил» герой Сильвестра Сталлоне переставлял свои пальцы на пальцы соперника и выбирался из проигрышного положения.
— Да, многие профессионалы в курсе этих хитростей и пользуются ими. Недавно я стала замечать, как на соревнованиях некоторые спортсмены грязно борются. Они со старта незаметно подгибают свою руку, чего делать нельзя, и поэтому изначально находятся в выигрышном положении.
Много случаев и когда переставляют пальцы. Во время борьбы это разрешено, но главное, чтобы на старте фаланги пальцев были открыты, а кисть оставалась ровной.
— В профессиональном армрестлинге атлетов иногда перевязывают ремешком. Это для чего?
— Если соперники долго не могут взяться, судьи ждут секунд 15 и объявляют судейский захват. Это значит, что на одном уровне выставляются руки и по очереди закрываются пальцы соперников. В это время нельзя двигаться — ни плечами, ни руками, ни ногами. Закрылся один спортсмен, затем второй, и только после этого даётся старт.
Если же соперники «разрываются», тогда используют те самые ремешки. Я очень люблю бороться с ними — тут уж действительно проверяется твоя сила. Когда вас связывают, меньше возможности схитрить.
— А можно помогать себе глазами, искать подсказки в движениях соперника или взгляд направлен исключительно на руки?
— В правилах этот пункт не прописан. Судьи рекомендуют всегда смотреть на захват. Когда уходишь от захвата и смотришь в сторону, то не видишь, что происходит. А может быть борьба в опасном положении. Во время схватки у тебя адреналин бьёт через край, и ты не чувствуешь боли. А если видишь свой захват, можешь избежать травмы. Судьи всегда будут кричать, чтобы борцы смотрели на руки.
— Вы упоминали борьбу на левой руке. На соревнованиях борются на обеих руках или выбирают конкретную?
— Чаще соревнования проходят на обеих руках, потому что кто-то правша, а кто-то левша. Будет нечестно, если бороться только на одной. Но если у вас травма или вы сами не хотите бороться на одной из рук, изначально можете заявить об этом. Только учтите — когда определяют место, учитываются суммарно две руки. Так что можно выиграть первое место на правой руке, но не поучаствовать на левой. А если кто-то стал первым на правой и вторым на левой, он вас сместит.
— Говорят, многое в армрестлинге решает фактор скорости…
— Я, к сожалению, чаще всего просыпаю старт. Но скорость и вправду очень важна. Ты опережаешь соперника, он не успевает стартануть, и тогда можешь за эту долю секунды выиграть. При этом ты меньше потратишь сил. А можно попасть в затяжной поединок, устать и потом проиграть слабому сопернику — это очень обидно. Не случайно многие спортсмены, когда у них есть определённая программа тренировок, целое занятие выделяют на отработку старта.
— Мы говорили о физической силе, технике, а как насчёт силы воли?
— Она нужна в затяжной борьбе. Бывает, ты почти проиграла, но ещё есть надежда… И тогда включаешь всю силу воли и пытаешься работать по максимуму.
Включать надо не только силу воли, но и все свои возможности — терпение, выдержку, упорство, ум, опыт… Армрестлинг — это маленькая большая жизнь.
Фото из архива Виктории Вардугиной