Волшебный мир весны на грани лета

Игорь Персианов
Апрель28/ 2023

В наших северных краях, где семь месяцев в году усреднённый ноябрь, всё время ждёшь лета. Ждёшь смены красок, относительного тепла, запаха сирени, а потом и жасмина

Ждёшь неизменно праздничной атмосферы белых ночей. Ждёшь возможности не носить шапку, возвращаться с работы засветло, гулять по городу, не кутаясь. Ждёшь, когда кафе выставят столики на улицу, когда в кашпо появятся разноцветные петуньи, когда в центре города почувствуешь себя праздным туристом.

И, конечно, ждёшь встречи с дачей, наблюдений за природой, закатов над озером, светлой грусти по ушедшему детству.

Прошёл март, на дворе апрель, солнце светит неутомимо и ярко. Утром ещё холодно, порой даже морозно, да и дни не такие уж тёплые, но каждый из них — светлый и солнечный. Воздух чист, прохладен и прозрачен.

Знакомый фотограф говорил, что именно в апреле лучше всего удаются городские пейзажи — хорошая освещённость, контрастность и яркость цветов, нет летнего марева и зимней сумрачности. Нужно ловить отражения в освободившейся ото льда и кажущейся неподвижной воде. Я на днях поймал такое отражение Смольного собора — в глубокой невской воде застыла его копия.

В эти солнечные дни лучше видны детали городских построек — лепнина, узорные решётки, барельефы, флагштоки, напольная плитка, витражные стёкла, резьба на дверях… Заметнее стали и щербинки, трещинки, потёртости — спутники неумолимого времени, придающие предметам историческую достоверность. Погода благоволит прогулкам, была бы компания.

Снег как-то быстро почернел, съежился и растаял. Хотя земля ещё покрыта ледяной коркой, её уверенно прорезают стрелы первоцветов. Почки на ветвях набухли, появились мягкие лапки вербы. Несмотря ни на что, природа оживает.

Весна пришла незаметно, но очень уверенно. Солнечная, почти без дождей, в зелёной дымке свежей листвы, самая настоящая весна.

Началось всё с движения луковичных первоцветов. Сквозь холодную ещё землю пробились стрелы листьев крокусов и гиацинтов. Крокусы напомнили об ароматном шафране, минойцах и греках, о ваннах Клеопатры, о везущих драгоценный заферан арабских караванах. Вслед за крокусами и гиацинтами устремились к солнцу тюльпаны и нарциссы. Красные и белые, жёлтые, сиреневые, бордовые и почти чёрные, обычные и махровые, скромные и напыщенные тюльпаны, как и много столетий назад, восхищают совершенством формы и разнообразием оттенков.

В Голландии во время «тюльпанной лихорадки» на луковицы редких сортов люди тратили целые состояния. Тюльпан полюбился и грозным правителям Османской империи, его изображение стало символом династии, государства и его столицы — Стамбула. Любимый турецкий напиток, чай, подают в чашечках, похожих по форме на цветок тюльпана. Ну, а нарцисс напоминает не только об истории из греческих мифов, но и о том, что название цветка родственно слову «наркоз», которое означает «оцепенение».

Весенняя палитра — простая и яркая, на фоне чистой травяной зелени — пятна голубых, белых, красных и жёлтых цветов. В этом есть какая-то жизнеутверждающая прямолинейность.

На природе так хорошо: прохладный чистый воздух, свежая весенняя листва, простор, пение птиц. В это время года я редко бывал на даче, а сейчас получаю удовольствие от внезапно возникшего перерыва, от нескольких беззаботных часов. Маленькие свежие листочки, окрашенные оттенками лимона и лайма, радостны, чисты и невинны. Их цветовая гамма не так разнообразна, как палитра золотой осени, но в ней есть восторг пробуждения, есть жизнь.

По счастью, не пришло ещё время для назойливых комаров, сорная трава ещё не успела заполонить участок. Не слышно громкой музыки с пляжа, нет шума непрекращающегося ремонта, ничто не раздражает слух. Кажется, что все должны остановиться и увидеть эту красоту.

И вот уже воздух наполнен новым пряным запахом: «Черемуха душистая с весною расцвела». Обильное цветение черемухи, её легко узнаваемый пьянящий аромат предвосхищают появление гроздьев сирени с их манящим и дурманящим запахом. Расцвели и вишни, и яблони, в нашем Петербурге они не редкость. Кроме белых яблоневых соцветий ласкают взгляд розовые и почти красные цветы.

И наконец, как сказочный подарок, в преддверии белых ночей распускаются бутоны сирени. Нежно-розовая, белая, фиолетовая, бордовая и, конечно, сиреневая — она повсюду, она везде, она так чудесно хороша. Опять постарались греки, дали цветущему кустарнику имя наяды. Что-то там с ней случилось, наверняка вмешалась страсть, ведь цветок этот неспокойный, опьяняющий.

Сирень очень живописна, её можно встретить у Серова, Левитана, Врубеля, Коровина, Кончаловского… Везде она разная, но неизменно прекрасная. На хрестоматийной картине Максимова «Всё в прошлом» сирень, мне кажется, подчёркивает драму уходящей жизни, служит контрастом. Она — в цвету, а жизнь героини полотна увядает.

Как же прекрасна сирень на Марсовом поле, редкие сорта сирени украшают сквер перед Казанским собором, в сиреневой дымке Исаакиевская площадь. Белой ночью прохлада усиливает аромат, а цветы выглядят в сумерках особенно яркими.

Мне кажется, что никогда раньше Петербург не был настолько сиреневым. Этот цвет повсюду — у Петропавловской крепости, у Адмиралтейства, на Елагином острове, на Троицкой площади, в Александровском саду…

В Смольном саду — свежий запах воды от фонтанов, умытой коротким дождиком листвы, и этот безумный, фантастический аромат сирени. В саду играют нынешние и будущие гимназисты младших классов. Молодая женщина в светлом платье держит на руках малыша. Ну, а вокруг — сирень, сирень, сирень. Хочется сохранить в памяти это впечатление, этот тёплый сиреневый июнь.

После волны черемухи и моря сирени казалось, что на этом и завершится цветочное безумие, когда всё вокруг наполнено ароматом, когда повсюду тебя встречает пышное великолепие цветущих кустарников. Но наступил июль и напомнил о себе жасмин. Его нежные белые цветки, их тонкий запах, капельки дождя на лепестках напоминают о даче в детстве, о праздном времени, о скоротечности летних дней и ещё о чём-то очень хорошем и немного грустном. У него название мужского рода, а должно быть девичье имя — «Жасмин», нежное, воздушное, невинное.

Весь год ждёшь лета, а дождавшись — ценишь эту магию цвета, тепла и света, ценишь и надеешься, что впереди ещё много лет. Так чудесно искупаться перед закатом, когда тишина, и вода тёплая, и такая дремотная расслабленность, и освещённые заходящим солнцем ели и сосны… Покажется, что вернулось детство, что можно плыть и плыть к солнечной дорожке, представляя другой берег, мечтая добраться до него. И нет ни осени, ни зимы, ни дождей, ни снега — нет времени, а есть только это лето, этот ласковый вечер в нежной тёплой воде…

В детстве живёшь в мире, полном чудес. С нетерпением ждёшь Нового Года, появления подарков под ёлкой, волнуешься от запахов хвои, мандаринов, видишь волшебство в мерцании гирлянд и блеске мишуры. В рисунках на обоях мерещатся диковинные существа, сумерки таят опасность, озеро на даче — не меньше океана, а другой берег — манящий источник тайн. Впереди приключения с участием героев книг, масса подвигов и открытий, в играх предстоит управлять армиями, покорять вершины, попадать в штормы. Легко выживешь на необитаемом острове, первым заберешься на стену замка, перелетишь через Атлантику и водрузишь знамя над Рейхстагом.

Так сладко замирает сердце от предвкушения поездки, и любой поезд увезёт тебя хоть на край света. Стук колёс станет слаще музыки, а малейшие изменения ландшафта и растительности вызовут восторг. Городского ребёнка восхитят сельские пейзажи, и каждая лошадка или овечка привлечёт внимание не хуже, чем экзотический обитатель зоопарка. Приключенческий роман захватит с головой, воображение превратит чёрно-белые строки в яркий фильм. Театр сотворит волшебство, поглотит действие на сцене, и на это время остальной мир погаснет и утратит краски, как свет в зрительном зале. Мир иллюзии станет не менее реальным, чем школьный класс.

Увы, уйдёт детство и растает мир детских чудес, но им на смену придут новые ощущения юности, не менее яркие и манящие. Вскружит голову чувство свободы, обрадует наступившая взрослая серьёзность без обременений ответственности. И волшебной белой ночью ты непременно пойдёшь гулять до утра, петь под гитару, электричка увезёт в турпоход, согреет лесной костёр в компании самых верных друзей. Конечно, почувствуешь вкус поцелуя лучшей девушки на свете, запах её волос, нежность руки. Сердце застучит учащенно, замрёт дыхание, захочется остановить мгновение, так как будет оно несказанно прекрасным. И жизнь покажется бесконечной, и юность — вечной, и всё будет ярким, увлекательным, почти беззаботным.

Но всё проходит. Настанет время, и заметишь, что магия растворяется, что чудесный лес на сцене — всего лишь бутафория, что у болеро заплатка на трико, что Джульетта в спектакле не так уж молода, что у клоуна морщины под гримом. Придётся узнать, что за кулисами грязно, ощутить, что в цирке пахнет навозом. И поезд везёт не в дальние страны, а в пункт «Б», и конечная остановка для всех пассажиров — станция «Померанье». И ничто не вечно, появится седина, наметится лысина, постареют и уйдут любимые актёры и даже те, кто бесконечно дорог.

Что же останется? Хотелось бы не разучиться видеть и чувствовать красоту природы, гармонию архитектурных ансамблей, уметь ценить малое: аромат кофе, крепко заваренный чай, тепло камина, улыбку ребёнка, интересную беседу, фильм или книгу, удачно подобранный галстук. Получать удовольствие от хорошо сделанной работы, добрых поступков, от осознания, что, возможно, ты кому-то нужен, тебя где-то ждут, и ты будешь открывать для себя людей с лучшей стороны…

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

13 + восемь =