История подвига. Одного из миллионов

Сегодня, накануне годовщины Победы в Великой Отечественной, самое время вспомнить, что главная задача праведной войны  Победа, а главный урок всех войн  человек предполагает, да Бог располагает.

Расскажу про деда.

Я понимаю, что либеральная публика затравит меня своими банальными нападками — мол опять они про это навязшее в зубах «спасибо деду за победу». Но ведь правда — спасибо. Смотрю на фотографию деда, датированную 1940 годом. Фуражка со звездочкой, гимнастёрка, усы и пристальный взгляд из-под козырька. На обороте надпись: «Ещё один год я буду таким. Игорь. 1 ноября 1940 года». Эту фотографию он прислал молодой жене.

У него за спиной уже была финская война. Он уже воевал. Но рассчитывал вернуться. Скоро. Так он предполагал. Но Бог — располагает. Случилось 22 июня 1941, и таким он был ещё пять лет. Воевал, остался жив. Но навеки был ранен войной…

На сайте «Подвиг народа» я нашла наградные документы деда. Того, что рассчитывал вернуться домой осенью 1941. Судя по всему, речь идёт о наступлении на Кировоградском направлении в декабре 1943 года. Текст «описания подвига», за который его представили к ордену Красного знамени и наградили, просто феерический. Читаешь и слышишь, с одной стороны, речи генерала Игоря Конашенкова, а с другой — вспоминаешь голливудский боевик про спасение какого-нибудь рядового Райана.

 

Цитирую отчёт о подвиге Игоря Михайловича Чагина, призванного в РККА в 1939-м, сполна хлебнувшем и в финскую войну, и в Великую Отечественную. В 1943-м: звание майор, в РККА с 1939 года Место призыва: Иркутский ГВК, Иркутская обл., г. Иркутск. Дата подвига: 16 декабря 1943 года.

Затем — подвиг.

Сначала идут общие слова, как обычно в бюрократических отчётах. «Занимая должность начальника химслужбы бригады, во время боёв беспрерывно находился на НП командира бригады и по заданию в боевых порядках танков в качестве офицера связи командования. Умело организовывал НП, передавал распоряжения командира бригады частям. В сложных условиях боя вёл наблюдение за противником, своевременно и грамотно докладывал командиру бригады»…

Пока всё штатно. Не подвиг, а служба по уставу. Дальше — подвиг. Вполне такой, что годится для голливудской эпопеи вроде «Флагов наших отцов». Только это правда, а не буйная режиссёрская фантазия.

«В бою в районе Скаблы 16.12.1943 в критический момент контратаки противника, когда противник окружал 80-й танковый батальон, <Чагин> прорвался в расположение батальона, выяснил обстановку и доложил командованию бригады. Сам организовал помощь в организации обороны танков и пехоты. В результате противник был отброшен с большими для него потерями. Сам лично танком уничтожил до 100 солдатов (так в наградных документах) и офицеров, 10 повозок с грузом, уничтожил 20 лошадей и, несмотря на ранение, продолжал выполнять и выполнил задачу».

Признаться, я не уверена, что даже Тарантино сумеет снять такую эпопею — раненый майор танковых войск, призванный в Красную Армию сразу после окончания университета в октябре 1939 года, зимой 1943 года яростно расстреливает из танка и давит гусеницами врагов… Мальчик из интеллигентной семьи, из тех, кого принято было называть «классово чуждыми».

Мотивов любить советскую власть у него не было. В 1938 его, уже пятикурсника исключили с химфака Иркутского университета, после того как была арестована всего на один день его бабушка, работавшая тогда главным бухгалтером местного филиала Промбанка. Вины за ней чекисты никакой не знали, но очень рассчитывали получить компромат на директора филиала, в прошлом пламенного революционера. Вероятно, в рамках внутривидовой войны за выживание. Не знали, с кем связались. Эта решительная женщина ещё в 1912 году после Ленского расстрела отважно давала показания о действиях администрации прииска правительственной и думской комиссиям, приехавшим в Бодайбо. Быть честным во всём — важное качество для бухгалтера.

Вот и следователям из ОГПУ она честно сказала, что директор филиала банка человек в банковском деле и прочих бухгалтерских тонкостях не очень сведущий, но безусловно честный и добросовестный. Она же женщина уже старая, прожившая жизнь, и врать не намерена, чтобы с ней ни сделали. В общем, никакого компромата и репрессий, и бабушка Лиза, так её называли в семье, вернулась домой. Кстати, увозили её на допрос в чёрном автомобиле, а домой доставили в конской пролётке.

Но внук пострадал. Из университета его выгнали с подачи особо ретивых ревнителей идеологической чистоты. Хорошо, дали возможность защитить диплом экстерном, в Москве. Вот с этим дипломом его и призвал Иркутский военкомат. В октябре 1941-го он рассчитывал вернуться домой, к жене и маленькой дочке. Но человек предполагает, а Бог располагает. Его война окончилась только 15 августа 1945 года, когда был расформирован Третий Белорусский фронт, в составе которого воевала его 371-я отдельная гвардейская танковая бригада.

Его последний бой был в конце зимы или самом начале весны 1945-го. Третий Белорусский участвовал в Восточно-Прусской стратегической операции, прорывал эшелонированную оборону вокруг Кёнигсберга. В ходе этих боев дед был ранен в седьмой раз. В мае 1945-го даже приезжал в Иркутск на побывку, всего на неделю. Потом вернулся в часть. Но это уже после Победы.

У него за всю войну — семь ранений и три контузии. Слава Богу, ранения лёгкие.

Это только одна история. Одна история, одной семьи. Моей семьи. Но таких семейных историй в России десятки миллионов — историй про погибших, пропавших без вести, вернувшихся израненными. Но вернувшихся с Победой или погибших ради Победы. Именно их вспоминают миллионы на шествиях Бессмертного полка.

Те же, кого корёжит при виде Бессмертного полка от одной мысли, что внуки помнят своих дедов-героев зачем-то хотят обезличить и похоронить Победу, давшуюся такой ценой,.. Вопрос – зачем?

 

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

пять × 5 =