Кино и патриоты

Как снять голливудский супергеройский блокбастер, оставаясь патриотом и не отказываясь от национальной кинотрадиции? Ответ знает режиссёр ленты «RRR». Поучительный опыт для русских кинодеятелей.

Последние двадцать лет российские кинематографисты прилагают колоссальные усилия, чтобы явить народу фильм, снятый по лучшим голливудским лекалам, со всеми надлежащими спецэфектами и насыщенный «экшном», но основанный на российских реалиях и при этом патриотичный. Получается плоховато.

Началось все с фильма «1612», когда соотечественникам попытались в художественной форме объяснить, что такое Смутное время. Для этого главного героя — русского паренька —сначала для чего-то продали в рабство, а потом обрядили испанским грандом. При этом реальные и вполне захватывающие исторические события заменили вымышленными и банальными погонями, заговорами и похищениями. Получилась скучная вампука.

Последний пример — «Нюрнберг». Режиссёр, он же автор сценария решил, что для блокбастера недостаточно драмы процесса над нацистами с ужасающими свидетельскими показаниями, цинизмом подсудимых, напряжённым противостоянием обвинителей и адвокатов. Он решил украсить фильм лихими погонями, перестрелками, похищениями и обязательным для блокбастера эпичным поединком главного положительного героя и его антагониста.

В сухом остатке вышла невнятная история, в финале которой выясняется, что главный положительный герой и его возлюбленная увозят с собой в Россию чужого ребёнка, который даже не был сиротой.

В том же унылом ряду серо-бурый и невнятный «Викинг» и ходульный «Союз Спасения». Технологии и спецэффекты вполне голливудские, а магии — нет и не предвидится. Ни исторической, ни патриотической магии эти картины наволхвовать не способны.

Все российские попытки перевести голливудский блокбастер на язык родных осин и пересадить на почву русской истории заканчивались полным провалом. Так что всем отечественным режиссерам, которые намерены в будущем снять что-то супергеройское, но при этом не провалиться с треском, стоит посмотреть «RRR», снятый индийцем Кодури Срисайла Шри Раджамули. В оригинальной версии «RRR» расшифровывается как «Rise Roar Revolt», в России эти три «Р» выпустили в прокат как «Рядом ревёт революция». В целом по смыслу близко к оригиналу.

Печально, что самый кассовый индийский блокбастер на большом экране в России прошёл почти незамеченным. Тут уже вопрос к профессионализму российских кинопрокатчиков. А вот российским кинорежиссёрам, после серии колоссальных провалов, стоит посмотреть и проанализировать ленту Раджамули 150 миллионов раз. Просто чтобы понять — спецэффекты и декорации с костюмами штука важная, но законы жанра и непротиворечивый сценарий — гораздо важнее.

Отдельные кинокритики позиционировали «RRR» как фильм исторический. Полная чушь. Это классический супергеройский, патриотический блокбастер, снятый по голливудским канонам, но с индийским акцентом. Тот самый, который, как ни пыжатся, не могут подарить Родине российские кинематографисты. Почему? Да потому, что пытаются скрестить ежа и ужа — совместить историю со сказкой.

А супергеройский блокбастер — просто сказка, которая не претендует на историческую достоверность или даже исторически реалистичную подоплеку, чем так грешат все российские потуги на блокбастеры от «Викинга» до «Нюрнберга». Именно как сказка написан сценарий и снят фильм «RRR».

В унылом «Нюрнберге» нам в виде экспозиции показывают загадочное бегство из концлагеря человека с кисточками. А в качестве второй экспозиции демонстрируют штурмовую группу, в составе которой военный переводчик бежит по Берлину неизвестно куда и зачем, попутно теряя друга и уничтожая фашиста с фауст-патроном. Из всего этого можно понять только одно — Красная Армия дошла до Берлина, но концлагеря ещё функционируют.

Правильная экспозиция выглядит совсем не так. В «RRR» прежде всего показывают злодеев — таких злодеев, что сразу понимаешь — ублюдков надо уничтожить любой ценой.  Злобный британский губернатор Индии с супругой посещают лес Адилабада, где местные жители принимают их вполне миролюбиво и даже позволяют дочери племени Гонда нарисовать на руке супруги губернатора красивый узор. В благодарность они насильно увозят девочку в Дели, попутно разбив голову ее матери, которая не хотела отпускать ребёнка. Причём губернатор в звериной искренности своей даёт понять, что пуля в ружье британского солдата стоит дороже жизни любого индийца.

Самое время появиться супергерою. Он и появляется — индийский аналог капитана Америки, умеющий летать, карабкаться по утёсам и голыми руками укрощать тигров. Дальше всё будет по правилам супергеройских блокбастеров — крепкая мужская дружба, головокружительные подвиги, сопровождающиеся не менее головокружительными трюками, подлые предательства и людское великодушие.

Плевать, что у супергероя и его не менее супергероического товарища есть реальные прототипы —  два индийских революционера Аллури Ситарам Раджу и Комарам Бхим, которые в 1920-х годах боролись против британского владычества, но никогда в реальности не встречались. Никто и не пытается притвориться, будто «фильм основан на реальных событиях». «Реальных событий» в супергеройских блокбастерах не бывает.

Финал, как положено в такой героической сказке, счастливый — зло наказано, добро торжествует. В финале, как положено в индийском фильме, — все поют и танцуют, что делает кино ещё более зрелищным. Кстати, поют и танцуют с той долей самоиронии, которая снимает привкус слащавости, чем так часто грешат индийские кинематографисты.

Не стоит раскрывать все сюжетные повороты — они там и впрямь лихие, может кто-то решит всё же самостоятельно посмотреть индийскую версию супергероического кино, ничуть не уступающую голливудским аналогам.

И да, этот фильм обязателен к просмотру во всех российских киношколах.

Также его должен внимательно разобрать на составные части каждый российский сценарист и режиссёр, который в будущем рискнет бросить вызов Голливуду и всё-таки вырастить на российской почве отечественного супергероя, который не будет уступать по популярности Даниле Бодрову. «Брат – 2» хоть и был малобюджетным, но с задачей рассказать непротиворечивую и героическую сказку справился на 5+.

Только вот это было давно, почти в прошлой жизни.

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

четыре × 1 =