Петербургские прогулки

Петербург для меня это волшебный мир, который не устаёт удивлять. И я благодарен тому, что сохраняю способность видеть эту красоту Город так и не стал для меня чем-то будничным.

На Пушкинской улице, в доме № 6, жил в начале XX века мой прапрадед, Александр Иванович Персианов. Значит,  уже потомственный петербуржец в пятом поколении, и моя любовь к моему Городу у меня в крови?

Я любил этот Город, кажется, с самого рождения. Интересовался его историей, но всеведущим краеведом не стал. Моё восприятие Города осталось скорее эмоциональным. Среди многих радующих глаз уголков Петербурга есть немало мест, с которыми связаны важные воспоминания, где хорошо порадоваться или погрустить.

 

Ажурная решётка отделяет Сангальский сад от шумного Лиговского проспекта. Небольшой участок зелени в многолюдном каменном центре, тенистые аллеи, исчезнувший фонтан с Афродитой. Редкий для этой части города нарядный особняк украшен львиными мордами. Рядом размещался завод, к которому вели изящные ворота со скульптурами. Через парк можно пройти на тихую улицу Черняховского, облагороженную бульваром.

Вспоминаю, как в детстве гулял в этих местах с бабушкой. Мы шли в Сангальский сад с Разъезжей улицы, по пути всегда вкусно пахло свежим хлебом — тогда в здании нынешнего центра «Этажи» находился хлебозавод.

Витебский вокзал. Роскошь модерна, стальные конструкции с заклёпками, запах угля — мираж последних Российской десятилетий империи. Предвкушение далёкого путешествия или пригородной поездки.

На вокзале есть памятник Францу Герстнеру, чьими трудами мы обязаны началу железных дорог в России. Есть и восстановленный состав Царскосельской дороги, которую он строил. Интерьеры вокзала дадут фору дворцам. Жаль, что не работает ресторан, который помнил последнего императора.

На Витебском вокзале чувствуешь себя в окружении декораций к историческому фильму. Лучше бы, конечно, это была не «Анна Каренина», а что-то более оптимистичное. Люблю бывать здесь, вспоминать предвкушение путешествий и радость возвращений…

На набережной Фонтанки, за роскошной усадьбой Гавриила Романовича Державина, притаился уютный Польский сад. Название своё он получил из-за того, что находится рядом с католическим собором, куда ходили молиться жившие  в окрестностях поляки. Кроме того, долгое время в бывшей усадьбе поэта размещалась резиденция католического архиепископа.

В небольшом парке проложены аккуратные дорожки, перекинуты изящные мостики, построены беседки. Помню Польский сад и весной, и летом, и прозрачной чистой осенью.

Петроградская сторона — особенный район Петербурга, почти другой мир. Каменноостровский или Большой проспекты могли бы стать главными улицами любого столичного города. А ведь они ещё сто с небольшим лет назад были петербургской окраиной.

От обоих главных проспектов разбегаются улицы и переулки, которые имеют застройку разной высотности с большим декоративным разнообразием. Например, вокруг Кропоткинского сквера можно увидеть здание в стиле модерн, дом в неорусском стиле, конструктивистское здание подстанции Волховской ГЭС и дом в духе сталинского ампира. Этот кажущийся хаос выстраивается, тем не менее, в какую-то особую гармонию.

Улицы Петроградской стороны готовы преподнести сюрприз — внезапно открывающий взору шедевр северного модерна, кирпичного стиля или затейливой эклектики.

Уютный сквер, окружающий Домик Петра I, спуск к воде на набережной, украшенной загадочными ши-цзы, невский простор, свежий ветер и запах воды — мне кажется всё это в моей жизни с раннего детства, когда ещё даже не осознавалось то, что вокруг.

На Троицкой площади, исторически первой площади нашего города, в белые ночи возникает море сирени. Мы как-то вели здесь с товарищем задушевные беседы, пили чай из термоса, не зная, что для одного из нас это лето — последнее.

Привлекают внимание высотные доминанты: стройная колокольня Петропавловского собора и мечеть с минаретами. Необычный этот памятник архитектуры с парадоксальной гармонией соединил в себе Восток и Запад. В суровом облике видны черты северного модерна, а яркий изразцовый купол напоминает о мавзолее Гур-Эмир в Самарканде.

Однажды летом мы с дочкой гуляли в Петропавловской крепости и внезапно почувствовали, что будто перенеслись в XVIII век. Вдоволь находившись, расположились на траве на берегу Кронверкского канала. Необычные ощущения: самый центр Города, но вокруг большой луг, кусты цветущей сирени, вода — какая-то дачная безмятежность. Даша бегала по траве и собирала одуванчики. Время от времени по каналу проплывали белые туристические кораблики. Ярким золотом в лучах предзакатного солнца отливал шпиль собора. Тёплый, во всех смыслах, летний вечер.

Когда-то мы много гуляли по городу и с сыном. Сейчас меня радует, что он выкладывает в социальных сетях свои фотографии Петербурга. Надеюсь, я сумел передать ему умение ценить Город, в котором живём…

Ещё в детстве на меня произвёл сильное впечатление памятник «Стерегущему». Трагизм происходящего, композиция памятника, его суровая монументальность будоражили воображение. Неподалёку — построенный из крупных камней грот со смотровой площадкой. Это сооружение казалось руинами какого-то замка, а находящееся в нём кафе — таинственным подземельем.

Трудно было оторваться при виде грустного лица Богородицы на здании по соседству — сочетание голубых и сиреневых оттенков майолики на нейтральном сером фоне стены. Позже я узнал, что это работа знаменитого К. Петрова-Водкина, и сам художник был не очень доволен цветовым решением — цвет глазури отличался от оригинала в картоне.

На Петроградской стороне есть целая серия романтических построек, которые придают особую прелесть прогулкам в этой части Петербурга. Каменноостровский проспект пересекает нарядную Австрийскую площадь с её башнями и шпилями, дом К. Розенштейна на площади Льва Толстого напоминает староанглийский замок, на Большом проспекте высится громада причудливого дома, построенного И. Претро, автором знаменитого дома Перцова на Лиговском проспекте, Аптекарский остров украшает старинное здание Электротехнического института, соперничающее своим обликом с Хогвартсом, а на Съезжинской улице вызывает радостное удивление построенный в средневековой стилистике особняк В. Тиса.

…На Петроградской стороне совсем нет знакомых, и это, пожалуй, хорошо. Много раз меня уводили её улочки, манили проспекты. Я редко бывал здесь по какому-нибудь делу, но часто бродил — бесцельно и с неизменным удовольствием.

Парк Лесотехнической академии, Семимостье, дом Бажанова, кленовая аллея у Инженерного замка, Фурштатская улица, Соляной переулок, пространство за усадьбой Безбородко и даже улица Константина Заслонова — все это места на карте Города, которым я благодарен и которые забывать не хочу.

 

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

5 × 4 =