В детстве все мы наизусть учили русский алфавит: а, бе, ве, ге, де… И так до последней буквы — я. Но изначально алфавит назывался Азбукой, и буквы имели свои имена, каждое — с глубоким смыслом.
А – Аз — эта буква, обозначавшая «я», стояла первой, а не последней, как в нашем современном алфавите. Ибо Человека создал Господь по образу и подобию Своему, и Человек — центр мироздания, единственно разумный, а значит, и единственно за всё ответственный.
Б – Буки — это вовсе не от слова «бука» — «угрюмый», «неприветливый». Это от слова «буква», которое является основой грамоты, а, следовательно, и знания, которое помогает Человеку стать по-настоящему разумным.
В – Веди — означает уже само знание. Глагол «ведать» в старину значил «знать». Древний его корень дошёл до нас в словах «выведать», «сведения», «ведомость», а ещё — «ведьма».
Г – Глаголь — то есть «говори». Способность, которая является одним из основных отличий Человека от всех живых существ на Земле.
Д – Добро — это в первую очередь то человеческое качество, которое и сегодня определяется словом «добрый», а также его производными — «добродушный, «добропорядочный», «доброкачественный» и т.д. Ну, и, конечно, «добро» — в значении того, что Человек имеет.
Е – Есть — имеет несколько значений: «быть», «являться», «иметь».
Ж – Живёте — главное состояние всего сущего, с последующими значениями — «жить по законам Божьим», то есть «жить по-доброму», «жить с пользой».
З – Земля — возвращает нас к Библии и не только к ней. Бог сотворил Человека «из праха земного», и эта же земля — кормилица, и в неё же, по русской пословице, человек «Земля еси, в землю отъидеше». А ещё здесь Земля — в значении «весь наш земной мир».
…Л – Люди — «род человеческий», «народ», «общество».
М – Мыслите — ещё одно свойство, выделяющее Человека из всех живых существ. Способность думать, заниматься творчеством, рождать идеи…
Н – Наш — то есть принадлежащий нам — семье, общине, народу. Тут не только вещь, но родной любимый человек, и земляк, и друг… Обратите внимание, слóва «мой» в Азбуке не было.
О – Он — местоимение, прежде всего обозначающее Бога, а потом уже всех остальных.
П – Покой — означало то же, что и в наши дни, — «отдых», «спокойствие», а кроме того, «кончину» («упокоился навеки»).
Р – Рцы — тоже, что и «Глаголь», — «говори». Но тоже да не то же. Слово «рцы» — глагол, 2-е лицо ед. числа, повелительное накл. Но отсюда — другие слова: «заречься», «изрекать», «обречь», «предрекать», «пререкаться», «речистый», «речь».
С – Слово — В старославянском, а потом и в древнерусском языке «слово» имело не только своё прямое значение, но, кроме того, означало «дар слова», «текст», «значение, смысл». Однако для всякого христианина оно прежде всего являлось напоминанием о Святом Благовествовании от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».
Т – Твёрдо — то есть «твердь», «прочно», «надёжно», «верно», «нерушимо». Отсюда же и такие слова, как «вера», «уверенность».
У – Ук — слово «оук» для наших праотцев означало «учение», «научение» и имело самый широкий смысл, от обучения жизненному опыту и трудовым навыкам до религиозной учёности.
…Ч – Червь — это слово имело не только прямое значение, но и философское, которое не раз встречается в Священном Писании, например в Книге Иова, где говорится, что как тот, кто был счастлив, так и тот, кто познал множество несчастий, «вместе будут лежать во прахе, и червь покроет их».
…
Эту древнюю азбуку создали миссионеры и проповедники братья Кирилл и Мефодий. И, конечно же, с появлением на Руси книгопечатания «Азбука» великих братьев появилась на свет в числе первых книг. Произошло это в печатне Ивана Фёдорова. Первое издание было изготовлено во Львове в 1574 году, второе — в Остроге в 1578-м.
Однако в отличие от нынешней, с детства привычной для нас азбуки, творение Кирилла и Мефодия, как видим, несло в себе также религиозный, проповеднический и философский смыслы.
Эта азбука являлась большим и крайне значимым учебником — веры, гуманизма и житейской мудрости. Не случайно все наиболее важные — главные — по смыслу буквы, стояли вначале. И когда юный человек осваивал азбуку, он учил не только буквы, но одновременно знакомился со Священным Писанием и мудростью предков, узнавал много полезного о том, как устроен мир и как важны в этом мире мораль, доброта, знание.