Откуда что взялось? Гранёный стакан — всегда цел-целёхонек

Сергей Ачильдиев
Сентябрь20/ 2023

Почему его принято было считать атрибутом пьяниц? Почему иногда его называют «мухинским»? И почему всё-таки его так трудно разбить? Ответы на эти и другие вопросы скрываются в истории…

В нынешнем месяце у гранёного стакана юбилей — ему исполняется 80 лет.  В сентябре 1943 года с конвейера завода в Гусь-Хрустальном сошёл первый стакан такого типа. Стекло было утолщённым, дно — твёрдым, а поверху шёл ободок, который позже в народе стали звать «Марусиным пояском». Так и говорили:

— А ну-ка, налей по Марусин поясок!

Но самое важное отличие стакана заключалось в другом — он имел ровно 20 граней и, если падал на пол, даже на каменный, не разбивался. А ещё — объём: 250 мл, что позволяло даже трясущейся рукой располовинить поллитровку с абсолютной точностью.

Впрочем, недаром говорят, что всё новое — хорошо забытое старое. Некоторые авторы приписывают изготовление первого гранёного стакана английскому бизнесмену Джорджу Рейвенскрофту (1632–1683). Однако среди десятка изделий, созданных этим высокочтимым джентльменом и чудом сохранившихся до наших дней, такого стакана не обнаружено. И ни в каких документах про стакан Рейвенскрофта вроде бы не упоминается.

Зато есть неопровержимые свидетельства того, что сей изобретатель при изготовлении хрусталя одним из первых экспериментировал с оксидом свинца. Да и то скорее всего экспериментировал не сам, а с помощью одного из работников своей фабрики.

Но вот что доподлинно известно, так это то, что в нашем Отечестве первый гранёный стакан был изобретён и сделан при Петре I. История сохранила также имя создателя — Ефим Смолин из Владимирской губернии, стеклодув.

Сколько граней было в том стакане, какой он был толщины и был ли на нём Марусин поясок — всё это опять-таки неведомо. Но сохранилась легенда, согласно которой умелец Смолин поднёс государю свой стакан с уверением, что эта стеклянная штуковина, даже если упадёт на пол, не разобьётся.

— Что ж, — будто бы сказал царь, — тогда давай этот стакан выпьем!

Наполнил его вином, выпил да со всего маху грохнул об пол. Стакан, само собой, разлетелся на мелкие осколки. Однако Пётр не осерчал, а лишь рассмеялся. Он любил всё новое.

И не только любил, но также поощрял. В 1705 году на Воробьёвых горах в Белокаменной была основана фабрика для производства стеклянных изделий. А в дальнейшем это предприятие переехало в новую столицу.

Красивая история, не правда ли? Но не вся. Ефим Смолин взамен разбитого стакана подарил государю первую партию выпущенных стаканов. Пил из них Пётр или нет, история тоже умалчивает, и даже легенды такой не существует. Но царь, очевидно, передаривал эти стаканы своим приближённым. Во всяком случае, в известном собрании дореволюционного коллекционера Алексея Селиванова имеется один из тех стаканов. Сам собиратель записал, что купил его у семьи камердинера Николая II.

…А советский стакан очень быстро стали называть на украинский манер «гранчак», но чаще — «мухинский». Это уже в честь Веры Мухиной, самого известного в стране скульптора — автора монумента «Рабочий и колхозница», который сперва возвышался над советским павильоном на Всемирной выставке в Париже (1937), а затем — на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (ВСХВ), позже ставшей Выставкой достижений народного хозяйства (ВДНХ).

Вот только мало кто был способен объяснить, какое отношение могла иметь скульптор к изделию из стекла. Оказывается — самое непосредственное. Во время Великой Отечественной войны Вера Игнатьевна некоторое время возглавляла  Ленинградскую мастерскую художественного стекла, а страна тогда остро нуждалась в прочной и дешёвой посуде.

Впрочем, не всё так просто и в этой истории. Хотя дело было не так уж давно, оно не обошлось без легенд. По одной из них, Мухиной помог Казимир Малевич. Но это вряд ли. Родоначальник супрематизма скончался за шесть лет до войны. Другая версия более правдоподобна. Она гласит, что при создании гранёного стакана не обошлось без помощи одного из друзей Мухиной, горного инженера профессора Николая Славянова. Дескать, он хотел создать металлический стакан с 10, 20 и даже 30 гранями, и в его дневнике даже имеются наброски таких стаканов.

Как бы там ни было, а новый стакан очень быстро стал привычной посудой по всему Советскому Союзу, от Бутырки до Кремля. Уже в военное время его выпускали по 500-600 млн. штук в год.

В послевоенные годы число граней нередко уменьшалось и доходило до 10. Да и объём зачастую уменьшался. Делалось ли это в целях неустанной и вечной борьбы советской власти с пьянством и алкоголизмом, сказать трудно.

 

Post Scriptum

— В наше время 11 сентября — день, когда с конвейера сошла первая партия «мухинских» стаканов, — внесено в календарь знаменательных дат как «День гранёного стекла». Обратите внимание: не гранёного стакана, а именно стекла.

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

пять × 3 =